Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Коротко / Культура

28 августа, 2008 - 18:47

17 минут ужаса

Почти восемь десятилетий спустя прошло с тех пор, как испанцы — художник Сальвадор Дали и режиссер Луис Буньюэль создали первый сюрреалистический фильм — «Андалузский пес». Однако до сих пор некоторые сцены ужаса из этой черно-белой короткометражки, длящейся 17 минут, заставляют зрителя зажмуриваться.

При входе на открывшейся на прошлой неделе в музее Современного Искусства в Нью-Йорке выставке — «Сальвадор Дали: художник и кинематографист» — посетителям на большом экране демонстрируют эпизод из фильма, пишет pravda.ru. Это сон, якобы, увиденный однажды Дали: «мужчина бритвой режет глаз женщине». Многие закрывают глаза, как и 80 лет назад.

Выставка, которая будет открыта до 15 сентября, собрала под одной крышей наиболее известные работы Сальвадора Дали, привезенные как из государственных, так и частных коллекций мира. Сюрреалистические образы, созданные художником, даже в XXI веке поражают воображение.

Плавящиеся часы, муравьи, вылезающие из глазниц, велосипедисты со спицами от зонтиков на головах, женщина с животом в виде кровоточащего букета роз.

Своеобразием выставки является часть, посвященная кинематографической деятельности художника, родившегося в 1904 году, который в 30-ые годы стал одним из родоначальников сюрреалистического кино и жанра фильмов ужасов.

«Дали как режиссер впервые объединил в киноискусстве реальное и нереальное, объективное и воображаемое, прозаичное и патетичное, — говорит одна из организаторов выставки Джоди Хауптман, пишет Reuters. — Картины, как и фильмы, созданные Дали, в результате построения определенного зрительного ряда проникают в подсознание и психологически очень сильно воздействуют на зрителя».

Авангардист Дали, тем не менее, никогда не чурался коммерческого кино. Он стал соавтором Альфреда Хичкока по фильму «Когда сердце говорит». Вместе с Уолтом Диснеем в 40-е годы приступил к работе над мультипликационным короткометражным фильмом, рассказывающим о греческом боге времени Кроносе. Любопытно, что студия Диснея закончила фильм только в 2003-м году.

Сальвадор Дали придавал огромное значение работе в кинематографе. Передовое искусство начала прошлого века открывало ему новые возможности для отражения сюрреалистического видения мира.

В письме к французскому теоретику сюрреализма и поэту Андре Бретону художник писал: «Я сейчас нахожусь в Голливуде, где работаю с тремя американскими сюрреалистами: Харпо Марксом, Диснеем и Сесилем де Миллем. Думаю, что я заразил их своим энтузиазмом, и надеюсь, что сюрреализм здесь найдет свое конкретное воплощение».

Интересно, что Дали и Буньюэль перестали разговаривать после премьеры «Андалузского пса», а исполнители главных ролей покончили жизнь самоубийством...

«Венеция-2008»

С 27 августа по 6 сентября в Италии проходит 65-й международный Венецианский кинофестиваль. В главном конкурсе участвует 21 картина, в том числе одна российская — «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего, пишет lenta.ru. Фильму Германа придется конкурировать с картинами таких именитых режиссеров, как Такеши Китано («Ахиллес и черепаха»), Даррен Аронофски («Борец»), Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури»), Пупи Авати («Il Papa di Giovanna»), Барбе Шредер («Inju, la bete dans l’ombre»). В основной программе оказались также два мультфильма, оба японские: «Рыбка Поньо» Хаяо Миядзаки (лауреата «Оскара», берлинского «Золотого медведя и венецианского «Золотого льва»), и «Sky Crawlers» Ошии Мамору (автора культового «Призрака в доспехах»).

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ