Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Космический миф Вагнера

«Кольцо нибелунга» — на Тирольском фестивале в Эрле
2 сентября, 2015 - 09:56
ГУСТАВ КУН (АВСТРИЯ) / ФОТО C САЙТА DW.COM

Существуют уникальные произведения, прикоснуться к которым — мечта каждого настоящего творца. Сыграть Гамлета, экранизировать «Фауста», создать иллюстрации к «Божественной комедии» — это может стать целью всей жизни, помогая преодолевать неблагоприятные обстоятельства и кажущееся отсутствие условий реализации.

Когда Рихард Вагнер начинал работать над грандиозной эпопеей о власти, золоте и зле, которое приносит отречение от высшей ценности — любви, он трезво осознавал, что не существует театра, где  его грандиозный замысел мог бы получить сценическое воплощение. На создание тетралогии «Кольцо нибелунга»  ушло двадцать пять лет. И в конце этого длинного пути нужный театр почти чудом появился. Им стал рожденный фантазией самого Вагнера и построенный благодаря его же энергии, настойчивости, вере в невозможное Фестшпильхаус — здание на зеленом холме в баварском городе Байройт, куда летом теперь стремятся попасть паломники со всего мира.

Паломничество к Вагнеру сегодня можно осуществлять и в живописный край австрийского Тироля. Здесь концертно-театральное здание Пассионхаус возникло среди гор так же почти чудом, а организатором и вдохновителем замечательного ежегодного фестиваля, который существует уже восемнадцать лет, стал выдающийся австрийский дирижер, режиссер, воспитатель молодых талантов Густав Кун (на фото). В свое время он сделал молниеносную международную карьеру как дирижер, ученик и последователь знаменитого Герберта фон Караяна. Однако, подобно самому Вагнеру, которого не удовлетворяла практика тогдашнего оперного театра, Густав Кун видел существенные недостатки коммерциализации оперного искусства. Это касается ориентации на ограниченный список «раскрученных» звезд, за которыми стоят мощные агентства-монополисты. Через эти и другие барьеры не могут пройти многие талантливые молодые певцы. Существует и монополия на режиссерские новации, которые имеют целью создать вокруг новых постановок классических произведений атмосферу скандала и ажиотажа.

Густав Кун как глубокий музыкант-философ никогда не имел сомнений в приоритете музыки  как главной составляющей оперного синтеза.  Вместе с тем он получил еще и режиссерское образование, когда решил реализовать свой проект оперных постановок в помещении, не приспособленном к сложным театральным спецэффектам,  использованию дорогого оборудования и современным техническим достижениям. Следовательно, возник фестиваль, который открывает дорогу одаренной молодежи. Подготовкой этой молодой смены занимается Академия Монтеграль — также детище Густава Куна. Из воспитанников Академии формируется фестивальный оркестр, подавляющую часть которого составляют молодые лица. Академия готовит кадры певцов, способных овладеть в полном объеме вагнеровским репертуаром, на который приходится удельный вес всех фестивальных программ.

Уже второе фестивальное лето любители горных ландшафтов, отдыха в патриархальной атмосфере уютных австрийских поселков имеют возможность одновременно приобщиться к «вагнеровскому чуду»: на протяжении четырех вечеров подряд погрузиться в богатый мир музыкальных и сценических образов, колоритных звучаний,  космогонии неба, земли, подземных недр, воспринимать сюжетное повествование, в котором тесно переплетены судьбы людей и богов. Прежде всего эту длинную историю, которая начинается в водах могучего Рейна, а завершается грандиозным пожаром, в котором сгорают и разрушаются старые ценности, рассказывает удивительный оркестр под руководством чародея Густава Куна. Симфонический оркестр расширенного состава с шестью арфами, батареей сверкающих в лучах света медных и деревянных духовых инструментов, стройными рядами струнных расположен амфитеатром и занимает всю заднюю часть сценической площадки. Сам по себе он составляет живописный фон спектакля, а для его действия остается свободным открытое пространство просцениума. Рядом с мощными динамическими волнами, с яркими взрывами неистовых страстей дирижер выделяет в музыке Вагнера лирические кульминации, когда останавливается все внешнее движение, и мы оказываемся в чистой стихии чувств и духовной энергии. Ради таких моментов можно простить то, что не до конца удалось отдельным исполнителям и произвело меньшее впечатление. Можно с пониманием отнестись и к скромной непритязательной режиссуре, которая требует от зрителей детской наивной непосредственности в восприятии театральных условностей. Здесь есть и картонная лошадка, и бумажная птичка, которая летает под куполом, и группа детей, которые несут через зал факелы с искусственным огнем. Вместе с тем большинство героев одеты в современные костюмы, валькирии, вместо предусмотренных в ремарках лошадей, выезжают на сцену на белых велосипедах и кружат по ней, одновременно умело исполняя свои партии.

Сложность реализации  вагнеровского цикла в фестивальных условиях  можно представить, если вспомнить, что в четырех частях тетралогии заняты 49 действующих лиц. В тирольской версии их количество было сокращено до 35 певцов.  Такой яркий исполнитель как немецкий бас-баритон Томас Гажели принял участие в трех частях цикла. Талантливо и по-своему, без гротескных преувеличений и избыточного акцентирования амплуа вора  была им истрактована партия главного антагониста верховного бога Вотана Нибелунга Альбериха,  который похитил золото русалок и ради власти над миром отрекся от любви. А в третьей части  Гажели в совершенстве справился с партией самого Вотана, который здесь предстает уже в виде Путника. Крепкой фигуре воспитанника Академии Монтеграля Анжело Сильвестрелли отвечает такой же крепкий и громкий бас. Настоящим открытием стало исполнение им партии великана Фафнера, а в финальной части обманутого коварным Хагеном гибихунга Гюнтера. Одновременно трех персонажей, богиню молодости  Фрейю, валькирию Хельмвигу, сестру Гюнтера Гутруну, воплотила в разных частях цикла  Сусанна Геб.

В отличие от этого зрители имели возможность сравнить подход разных исполнителей к интерпретации центральных сквозных фигур тетралогии Вотана и Брунгильды. Из трех Вотанов действительно звездной вышла эта партия у российского баса Владимира Байкова. Певцу всего лишь 41 год, однако он уже успел  широко заявить о себе на разных оперных сценах мира. Из вагнеровских партий исполнял Доннера, Вотана, Гунтера, Котнера, пел Князя Игоря в одноименной опере Бородина, Пимена в «Борисе Годунове», Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, Рупрехта в «Огненном ангеле» Прокофьева.  В тирольской «Валькирии» он взял на себя основной груз в раскрытии психологически напряженных ситуаций и убедительно передал кризисный момент драмы  верховного властителя, который переживал последствия проклятия властью и трагедию отречения от самых дорогих существ — собственных детей.  По нарастанию шло восприятие образа Брунгильды. Беттина Кампп в «Валькирии» вытянула финальную сцену благодаря талантливому партнеру Владимиру Байкову. Нанси Вайсбах в «Зигфриде», напротив, стимулировала своим темпераментом и вокально-сценическими красками недостаточно активного и мужественного Зигфрида — Михаэля Бабу.

Кульминационным и поистине ярким стало выступление в роли Брунгильды Моны Сомм («Сумерки богов»). Эта певица имеет действительно мощный вагнеровский голос, выразительную внешность, актерский драматический темперамент. Начальное обучение она прошла в «вагнеровских городах» Люцерне и Цюрихе (композитор жил здесь в годы изгнания), продолжала совершенствоваться в Нью-Йорке, в Манхеттенской школе. А на Тирольском фестивале 2009 года Мона Сомм с успехом выступила в заглавной партии оперы Р. Штрауса «Электра».

Опыт Густава Куна ярко свидетельствует о том, «что могут короли», если  это настоящие короли музыки. Хотелось бы, чтобы аналогичные проекты, пусть и не такие масштабные, появлялись у нас в Украине. Ведь и у нас есть талантливая молодежь, всесторонне вооруженные выпускники наших музыкальных академий, которые у себя на родине, к сожалению, часто не находят достойной реализации своих способностей и профессиональной подготовки. Лучшие из лучших едут искать судьбу на Запад, или в Россию, или же совсем в далекие края. И мы гордимся, когда узнаем, что их карьера сложилась успешно. Но и в Украине существует острая потребность в новых творческих идеях, в обновлении консервативных оперных традиций и стереотипного репертуара наших оперных театров. Когда уже мы дождемся, чтобы произведения такого исполина, как Рихард Вагнер, снова зазвучали на украинских оперных сценах?

Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ