Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Космос — Киев — Кужельный

Сегодня отец-основатель театральной мастерской «Сузір’я» будет праздновать юбилей
25 апреля, 2013 - 10:22
«АКТИВНО УЧАСТВУЯ В ОГРОМНОМ КОЛИЧЕСТВЕ МЕРОПРИЯТИЙ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО СЛОЖНО НЕ ПРЕВРАТИТЬСЯ В БАНАЛЬНОГО ТРАНСЛЯТОРА ЧУЖИХ МЫСЛЕЙ. ОДНАКО АЛЕКСЕЮ ПАВЛОВИЧУ ЭТО НЕ ГРОЗИТ: ОН ВСЕГДА ИМЕЕТ СВОЕ МНЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО УВИДЕННОГО И УСЛЫШАННОГО. А УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ ЕГО АРГУМЕНТОВ ОПИРАЕТСЯ НА НЕСУЕВЕРНОЕ СОЗНАНИЕ, КОТОРОЕ, КАЖЕТСЯ, ПРИЗНАЕТ ЛИШЬ ОДИН ПРИНЦИП: «ЕСЛИ БУДЕМ ЖИВЫ И ЗДОРОВЫ — ВСЕ ПРЕОДОЛЕЕМ»
АЛЕКСЕЙ КУЖЕЛЬНЫЙ БЫЛ ПРЕЗИДЕНТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ГОРОДОВ-ПОБРАТИМОВ «КИЇВ ТРАВНЕВИЙ» (ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭТОТ ФОРУМ СТАЛ КУЛЬТУРНЫМ БРЕНДОМ НАШЕЙ СТОЛИЦЫ), В РАМКАХ КОТОРОГО ПРИЕЗЖАЛИ ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА, В ЧАСТНОСТИ ЛЕГЕНДАРНЫЙ АКТЕР-МИМ МАРСЕЛЬ МАРСО (НА ФОТО — В ЦЕНТРЕ), СОЗДАТЕЛЬ ПАРИЖСКОЙ ШКОЛЫ МИМОВ

Воспользовавшись свободно загружаемой программой Google Earth, которая позволяет рассматривать нашу планету из космоса, наберем адрес — Киев, Ярославов Вал — и медленно пролетая вдоль улицы, оглядимся вокруг. Сразу же в начале нашего пути мы будем поражены старинным имением с афишей на его стене: театр «Сузір’я». Можем разглядеть даже названия спектаклей и даты. Но мы любопытны — поэтому начнем заглядывать в окна, надеясь увидеть театральную труппу, возможно, даже спектакль. Полетав вокруг и позаглядывав в окна, мы увидим актеров, режиссеров, сотрудников театра и — в канун двадцатипятилетнего юбилея театра — возможно, захотим разыскать его художественного руководителя — народного артиста Украины, профессора, лауреата многочисленных премий Алексея Павловича Кужельного. Однако в ответ на наш вопрос кто-то из сотрудников театра убедительно объяснит: «Только что был, но ушел (уехал, улетел) по делам». И тогда мы сделаем первый вывод: Хороший театр хорошо работает даже в отсутствие руководителя (плохой — только под надзором).

Разыскивая Алексея Павловича, понятное дело, мы полетим дальше — к Киевскому отделению Союза театральных деятелей, руководителем которого он недавно был избран. И на это также была причина. Ссылаясь на одного из своих учителей, Михаила Михайловича Рудина, Алексей Павлович говорит: «Осуществить постановку талантливого спектакля, хотя бы одного, может каждый; прожить в мире и согласии со своим окружением — лишь выдающийся талант». И такой талант у него есть. А к этому добавляет еще и другое: «Мы слишком взрослые, нет уже времени ссориться. Тем более что родные и друзья — это люди, которые нас терпят, а выиграть войну можно только миром». Он хочет напомнить людям театра, что они — ремесленный цех, который имеет общие интересы и всем миром способен решать самую главную задачу театра, — дарить зрителю радость. Впрочем, и в Союзе в ответ на вопрос нам объяснят: «Только что был...».

Летим к Киевскому Национальному университету театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого, где преподает Алексей Павлович, к Академии руководящих кадров культуры и искусства, где он возглавляет кафедру режиссуры, и слышим от студентов реплику, которую Алексей Павлович позаимствовал у одного из своих учителей, Сергея Владимировича Данченко: «Знания не дают, их берут». Здесь Алексей Павлович пытается передать студентам свое важнейшее знание о театре: «Театр — это место координации самого течения жизни, когда человек согласовывает собственную жизнь с жизнями других людей». Вспомнив эту реплику, студенчество опять повторяет уже привычную формулу: Только что Алексей Павлович был и здесь, вот еще и кресло тепленькое... Поехал на фестиваль.

Сегодня и в самом деле Алексею Павловичу придется больше ездить по фестивалям, чем устраивать собственные, как это было еще до недавнего времени. Он устраивал Международные театральные фестивали моноспектаклей («Київська парсуна»), камерных театров («Сузір’я»). А Международный театральный фестиваль городов-побратимов «Киев майский», которым Алексей Павлович руководил десять лет и до сих пор остается наиболее представительным театральным форумом в Украине, который познакомил зрителей с искусством Анни Жирардо, Марселя Марсо, Римаса Туминаса и многих других мировых звезд.

Не найдя Алексея Павловича в Киеве, путешествуем вслед за ним на Международный фестиваль экспериментальных театров (Каир), Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова (Москва), Международный фестиваль славянских театров (Нью-Йорк) либо на какой-либо другой в одной из двадцати восьми стран мира, где показывал свои спектакли театр «Сузір’я». И везде слышим одно и то же: «Только что был...».

Возвращаясь с фестивалей, Алексей Павлович привозит не только награды, но и впечатления, которыми делится с читателями на страницах газет.

Как настоящий шоу-мен, Алексей Павлович успевает побывать одновременно на многих сценических площадках мира — он осуществляет постановки спектаклей, смотрит чужие спектакли и пишет рецензии о них, учит студентов, устраивает многочисленные презентации и делает шоу из открытия мемориальных досок (М. Волошину, Б. Пастернаку и другим выдающимся деятелям искусств), организует праздник открытия после реставрации Андреевской церкви и Золотых ворот, принимает участие в круглых столах и официальных приемах в посольствах.

Однако все эти сногсшибательные маршруты объединены несколькими неотъемлемыми для Алексея Павловича — человека, руководителя театра, театрального деятеля, театрального педагога — принципами.

Активно участвуя в огромном количестве мероприятий, чрезвычайно сложно не превратиться в банального транслятора чужих мыслей. Однако Алексею Павловичу это не грозит: он всегда имеет свое мнение относительно увиденного и услышанного. А убедительность его аргументов опирается на несуеверное сознание, которое, кажется, признает лишь один принцип: «Если будем живы и здоровы — все преодолеем».

Этот жизненный принцип Алексей Павловича распространяется и на театральную практику. Поэтому лучший спектакль для него — тот, который дает зрителю силу, радость и вдохновение. Ведь, повторяет он вслед за Сковородой, «во всех науках и искусствах плодом является верная практика».

Именно поэтому его не интересуют ни спектакли для узкого круга снобов, ни спектакли-призывы. Как художественный руководитель, режиссер и зритель, он предпочитает спектакли-тайны, в которых зритель имеет возможность осуществить путешествие вокруг ситуации-загадки, рассмотрев ее с разных сторон. И раздражается, когда интересное путешествие неожиданно заканчивается претенциозной констатацией общеизвестного.

Он любит актеров и умеет работать с ними. Поэтому с ним охотно работали актеры разных поколений — Богдан и Остап Ступки, которые принимали участие в спектакле «Сад божественных песен» (по Григорию Сковороде), которым открылся театр, и еще сотни других замечательных исполнителей.

В своих спектаклях Алексей Павлович не полагается только на актеров и всегда ищет какую-то изюминку, постановочный трюк, эффект, который заставит зрителя почувствовать себя маленьким ребенком и завороженно воспринимать наивное искусство театра. Так же он пытается превратить в театр каждое мгновение жизни. Как во время организации в 1993 году фестиваля «Київська парсуна», когда Алексей Павлович обнародовал официальное заявление, в котором настаивал, чтобы 28 ноября, в день закрытия устроенного им очередного фестиваля, с 21 часа 30 минут до 21 часа 37 минут, все киевляне (или, по крайней мере, участники фестиваля) сосредоточенно всматривались в небо. Зеваки, конечно, ожидали какого-то банального фейерверка, салюта, раздачи слонов или каких-то других детских игрушек. Но ничего подобного не произошло. Однако все остались довольны. Созвездия, которые расположились на небосклоне, были действительно красивыми. «Хотя бы иногда, — говорит Алексей Павлович, — нужно смотреть на звезды».

Где бы ни летал Алексей Павлович на протяжении дня, в своем наивном театре, театре-клубе, где собираются настоящие друзья театра, он каждый вечер поднимает колокольчик, звонит и, как настоящий хозяин, ведет своих зрителей в таинственный мир.

В день своего шестидесятилетия, он также возьмет в руки колокольчик, поведет своих зрителей, друзей и коллег в созданную им Вселенную и в который раз уже повторит свое кредо: «Жизнь не стоит проживать; она стоит того, чтобы ее праздновать; праздновать каждое мгновение жизни, лучше всего — с театром «Сузір’я».

И пусть он повторяет это еще много раз — пока все мы не вернемся туда, откуда прилетели!

Александр КЛЕКОВКИН. Фото из личного архива Алексея КУЖЕЛЬНОГО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ