Путешествуя из Украины в Польшу в автобусе не сразу замечаешь, что пройдена граница, и любуешься все теми же зелеными лугами и маленькими водоемами, которые в равной мере радовали глаз и на Житомирщине, и на Ровненщине, и на польской земле. Однако попав, наконец, в Краков, куда мы, киевские художники, были приглашены как участники Международного принт триеннале, мы сразу почувствовали огромную разницу между обычной землей и той, что насыщена многовековыми культурными наслоениями.
Город начинался с поселения вислян, т.е. тех, кто жил возле Вислы, еще в VIII веке. Бурный расцвет пришелся на средние века, когда Краков был столицей Польского государства с XI по XVI век. Сохранившийся с тех времен замок Вавель и поныне хранит великолепие покоев польских королей. Прекрасную коллекцию изобразительного искусства собрали Чарторызьки, жемчужиной музея их имени является знаменитая «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи. В их музее не менее ценны и древнейшие страницы египетской «Книги мертвых», античная скульптура, собрание нидерландской живописи от Брейгеля старшего до Рембрандта, и выполненные выдающимся немецким мастером Альбрехтом Дюрером портреты польских королей, и многое другое.
Именно здесь, в Кракове, Николай Коперник впервые сформулировал революционную в XV веке теорию вращения планет вокруг солнца, противоречившую господствовавшему представлению о неподвижности Земли и обращении вокруг нее солнца. Несколько веков подряд католическая церковь запрещала думать иначе, сурово наказывая тех, кто шептал: «А все-таки она вертится...» Сидя в уютном дворике старинного университета, где учился и работал смелый польский ученый, проникаешься уважением к самим стенам, свидетелям великих духовных баталий.
Современная культурная жизнь Кракова традиционно поддерживает высокий уровень, достойный старинных реликвий. Выставки, концерты, встречи представителей разных культур проводятся здесь регулярно. Особенно насыщен город произведениями изобразительного искусства в период проведения Международного триеннале графики, что происходит раз в три года. Этот год — особенный, юбилейный. Бессменный организатор и вдохновитель всех выставок Витольд Скулич, открывая 40-ю по счету главную выставку в Галерее современного искусства «Бункер штуки», с ностальгией вспоминал, каким теплым был вечер в сентябре 1966 года, какие красивые девушки окружали тогда его, молодого профессора, на первом открытии. За эти годы Товариществом Краковского триеннале графики (которые вначале проводились как биеннале) удалось собрать самых интересных художников XX века, таких как Мур, Бойс, Раушенберг, Кошут, Арман, Шумахер, Альберс и много других, ведь у любого значительного художника, в какой бы области он ни прославился, всегда имеются и графические листы, оттиски на бумаге.
Теперь, в XXI веке, думая о будущем, Витольд Скулич с энтузиазмом поддерживает молодежь и новые идеи в искусстве. Неизмеримо увеличился размах проведения этого художественного мероприятия. Праздник графики охватывает весь город и переливается через край в другие города Польши: Катовицы, Варшаву и др.
В самом Кракове в рамках триеннале проводится более двадцати выставок в музеях и галереях города. Все они вместе дополняют друг друга, составляя наиболее полное представление о графике, ее техниках и разнообразном видении. Так в Историческом музее демонстрировалась итальянская гравюра XVIII столетия, в Народном музее — польская графика 1918 — 1939 годов, и такая «старина» очень важна для понимания и сравнения с работами современных художников. Повсюду можно было получить информацию и печатную продукцию на нескольких языках с подробной картой города и адресом выставки. А длительность экспозиций, которую назвали «Дни графики», смело можно уже переименовать в «Месяцы графики». В этом году календарь графического праздника подходит под самое Рождество. По традиции, установленной Товариществом триеннале, обладатель Гран-при приглашается на следующее триеннале с персональной выставкой работ. Огромное удовольствие зрителям доставила художница из Канады Давида Кидд. Ее большие печатные листы, выполненные на специальной бумаге фото с цифровой обработкой, разместили в прекрасной галерее на центральной площади Рынок, куда на второй этаж зрителей, увлеченных творчеством и избегающих лишних физических нагрузок, доставляет прозрачный бесшумный лифт. Экспозиция создает впечатление путешествия по сновидениям, которые, однако, перенесены в реальность, или же наоборот. Явственность и фотографическая осязаемость изображаемой обстановки и персонажей довольно увлекательно погружают в мир мыслей и переживаний, наиболее острых в тинейджерском возрасте, видимо поэтому, чаще всего, ее герои: дети и куклы, тинейджеры и комиксы. Но адресованы работы Кидд, в первую очередь, для взрослых и тех, кто серьезно размышляет о времени и бытии.
«Бункер штуки», вопреки названию, не имеет ничего общего с мрачностью бункера, а «штука» на польском означает «искусство». Здесь, в светлых просторных залах, проходила главная экспозиция триеннале с теми работами, которые отмечены наградами. Надо сказать, что по отношению к украинским работам судьба в этом году оказалась более неприветливой, чем три года назад. На юбилейную выставку и в каталог взяли лишь один принт, уже премированный перед тем на Всеукраинском триеннале графики 2006,Александра Калмыкова и Натальи Фандиковой (здесь же он ютился в дальнем углу экспозиции). Сравнение с предыдущим триеннале, куда были отобраны для каталога 46 работ украинских авторов, ничего хорошего нам не говорит, а хуже всего то, что в этом отборе, похоже, большую роль сыграла политика, нежели искусство.
Гран-при МТГ-Краков 2006 инаграды Министерства культуры удостоилась бельгийская художница Ингрид Леден. Ее почти монохромный триптих «Самосовершенствование» 1-Ш, по всей вероятности, действительно способствует самоуглублению и медитации в тишине, что, однако, диссонировало с шумом презентации, собравшей сотни разноязычных авторов из разных стран. Стилистика триптиха очень напоминала абстрактный минимализм 60-х и таким образом создавала явную перекличку с незабываемым началом юбилейного события.
Наградами были отмечены работы художников Великобритании, Австрии, Японии, Германии, Польши и других стран. В размещении работ в экспозиции удачно чередовались работы нефигуративные и имеющие смысловое прочтение. Графика всегда очень чутко реагирует на малейшие и многообразнейшие нюансы изменений во времени и духовном мире. Путешествие от работы к работе так же увлекательно, как из одного города в другой.