В этом году состоялось сразу две персональные выставки А.Сухоруких — в симферопольском Доме художника и в киевской галерее «Ню Арт». И если первая, посвященная 65-летию Победы, была ограничена военной тематикой, то вторая посвящена юбилею автора и ретроспективно представляет практически все жанры, в которых работает художник.
Тема войны знакома Анатолию Ивановичу не понаслышке. Он хорошо помнит первый ее день, который стал последним днем, когда он видел отца в живых. Уже на следующий день семью эвакуируют в Камышово, затем Казань, а в 1943 г. Толя оказывается в Орле, откуда родом отец, дед и прадед Сухоруких. В 1947 г. по бывшему СССР активно курсируют «агитаторы», предлагающие всем желающим переезд в Крым, «очищенный» к тому времени от татар, гагаузов и прочих «элементов». И мать Анатолия с четырьмя детьми начинает новую послевоенную жизнь в небольшой деревушке Верхнесадовое, а Крым становится для А.Сухоруких любимым местом навсегда.
Военная тема нашла отражение в творчестве художника, когда его, студента последнего курса крымского художественного училища им. Самокиша, призывают на срочную службу в армию. Все три года в Школе младших авиационных специалистов каждую свободную минуту он рисует. Карандаш, перо, акварель постоянно с ним. Анатолий не просто боится потерять приобретенные в училище навыки, а продолжает оттачивать свое мастерство, думает о поступлении в вуз... И вот итог многолетних размышлений, наблюдений во время войны — дипломная работа выпускника Харьковского художественного института «Матери Севастополя» — мощное, эмоциональное полотно, строгое по цвету и тщательно выверенное по композиции.
— За два дня до приезда ГЭК — вспоминает Анатолий Иванович — мы с руководителем диплома (А.Хмельницким) взялись чуть подправить образ центральной фигуры. Александр Анатольевич два часа работал кистью, а выходило все хуже и хуже. Тогда он говорит: «Беги на улицу, хватай какую-нибудь бабулю и будем писать ее сразу на холст». Выхожу на улицу, а вокруг одни счастливые люди, краснощекие, разморенные жарой, и все бабушки — без капли трагизма. Вернулся в мастерскую, взял мастихин, стер всю работу преподавателя и начал писать фигуру заново, ориентируясь на образ собственной матери, который был первоначальным. В какой-то момент слышу, как Хмельницкий за спиной сказал: «Стой, а теперь отойди и больше ничего не трогай»...
Через год полотно «Матери Севастополя» было отмечено как одна из лучших дипломных работ на конкурсе молодых художников, выпускников художественных вузов СССР.
В 1966-м Сухоруких переезжает в Севастополь, город, который вот уже более сорока лет волнует, вдохновляет его в творчестве. Напитываясь крымским солнцем, изучая все нюансы световых рефлексов, Анатолий без устали пишет множество этюдов. Пейзажи Сухоруких — аутентичны. «Улочка старой Балаклавы» с мастерски переданной игрой солнечного света не оставляет у зрителя сомнений — это Крым, это присущий только ему знойный воздух в полуденный час, его неспешно-тягучий ритм жизни. «Автостанция», выполненная в легкой, чуть наивной манере также обладает этим «эффектом присутствия».
— Я как-то шел на рынок, — рассказывает художник, — и по дороге прошел под цветущими ивами. Аромат был просто потрясающий, я поднял голову и обалдел: Господи, до чего же красиво (так в 1967 г. появились «Ивушки Севастополя», один из любимых мотивов в пейзажах Сухоруких).
В натюрморте талант художника проявляется довольно широко и многогранно. «Натюрморт с гранатами» — одна из первых работ по приезде в Севастополь. Молодая семья вселяется в свою первую квартиру на улице Углицкой. Подоконник с гранатами — именно в этой квартире, с видом на Южную бухту, за окном пасмурно и промозгло. Здесь состояние непогоды двойственно — она не только снаружи, но и внутри — молодой Сухоруких в эпоху победного шествования соцреализма не востребован. Первые три месяца севастопольской жизни он пишет только огромные, трехметровые, щиты для кинотеатров.
«Натюрморт с черешней» — работа иного рода, тут художник предельно скрупулезен и дотошен. Подобные работы задумываются заранее. Сухоруких покупает ягоду и внимательно, час за часом изучает все светотеневые нюансы, все оптические эффекты — и только потом начинает писать, добиваясь весьма впечатляющей «живости».
В «Колокольчиках» видна еще одна присущая его работам черта — объединение темы натюрморта с пейзажным фоном. Используется и «фирменная» наработка Сухоруких — короткий, емкий карандашный набросок, который становится основой будущей работы. Такой рисунок, сделанный на даче товарища, уже в мастерской превратился в «Колокольчики», не в последнюю очередь благодаря феноменальной цветовой памяти художника.
Интересны также многофигурные композиции и серии с обнаженной натурой. В «Девчатах» (их автор ласково называет «Капустницы») характерность персонажей выходит на первый план не только благодаря длительной работе с натурой, но и особому настроению, с которым писалась работа — легкость, счастливая беззаботность придают ей мажорное звучание.
Особое значение в творчестве Анатолия Сухоруких имеет портретный жанр. В мастерской художника на стене всегда присутствуют четыре работы — карандашный рисунок студенческих времен, акварель конца 60-х и два этюда маслом начала 80-х годов. На всех изображена Она — Муза, жена, любовь всей его жизни. Второкурсник Сухоруких познакомился с Валечкой Суворовой, студенткой библиотечного факультета, на танцах. Несколько минут перевернули всю его жизнь, пришло абсолютно четкое понимание, что эта девушка — его судьба... Хотя три года он не решается не только признаться в своих чувствах, а даже просто подойти к ней. И только на последнем курсе, в канун практики, за коротким периодом ухаживания следует, наконец, признание. 7 августа 1966 года ЗАГС города Верхнеднепровск регистрирует брак, и Валентина Суворова принимает фамилию Сухоруких. С тех пор почти на всех портретах она главная героиня, художник так их и называет «Валентина», «Валюша». Искренность и любовь, с которыми выполнены эти работы, абсолютно потрясают; та внимательность, нежность и умение видеть в любимой женщине все новые грани лежат далеко за границами обыденности и способны тронуть любое сердце. Лирика высшей пробы, воплощенная на холсте.
«Она сделала меня человеком и художником», — часто повторяет Анатолий Иванович и тянется за сигаретами...Тема эта болезненна для него. Вали не стало два года назад... но жизнь продолжается, и каждый день Анатолий Иванович приходит в свою мастерскую, работает не менее шести-семи часов. В любую погоду. Без выходных и праздников. Мужественный человек. Блестящий художник. Мастер...
СПРАВКА «Дня»
Анатолий Иванович Сухоруких родился 20 декабря 1935 года в г.Новочеркасске, Россия. В 1960 году окончил Крымское художественное училище им. Самокиша. В 1966 году закончил Харьковский художественно-промышленный институт. С 1966 года живет и работает в Севастополе. С 1966 — участник городских, областных, республиканских выставок. С 1973 — член НСХУ. С 1997 — организатор и руководитель ежегодных Всеукраинских «Севастопольских пленэров». С 1998 года — заслуженный деятель искусств Украины. С 2009 — народный художник Украины.