В столичном парке возле Мариинского дворца в цикле Киевских летних музыкальных вечеров состоялся традиционный Фестиваль памяти Владимира Симоненко, одного из основателей украинского джазового образования. Он был посвящен этому юбилею и 5-летию открытия Высшего джазового факультета в Училище им. Р. Глиера. В концертах участвовали в основном педагоги и студенты-глиеровцы. На фесте состоялась наша беседа с одним из организаторов симоненковского фестиваля, известным украинским концертирующим саксофонистом Александром Рукомойниковым.
— Вы играете на всех разновидностях саксофонов, а как давно вы, Александр, преподаете?
— В училище им. Р. Глиера работаю пятый год, а вообще педагогикой занимаюсь давно, до этого работал в Донецком музыкальном училище.
— Как оцениваете состояние украинской джазовой педагогики?
— Именно педагогику оцениваю высоко, в отличие от других сторон джазовой жизни Украины. У нас работают такие педагоги, как Ефим Марков (бас-гитара), Алексей Саранчин (фортепиано), гитарист Вадим Народицкий, и они делают свое дело очень хорошо, их знают по результатам, показанным учениками. В Харькове работает прекрасный пианист и педагог Сергей Давыдов.
— На что опирается методика преподавания на джазовом факультете училища им. Р. Глиера?
— На музыку. Наши ребята обязательно занимаются академической подготовкой, это для создания исполнительской базы — главное. И, естественно, джазом.
— Педагоги, преподающие джазовые инструменты, одновременно учат академической игре?
— Да, учат. У меня, например, консерваторское образование по академической скрипке, я работал по окончании консерватории в группе скрипок в симфоническом оркестре... Параллельно с детства я осваивал духовые инструменты, благодаря отцу, профессиональному музыканту, который стремился, чтобы я играл в музыкальных коллективах. Когда мне было восемь лет, он отправил меня играть в духовой оркестр. Я пробовал играть на трубе, саксофоне, и после окончания консерватории по скрипке у Александра Игоревича Запольского, который уже много лет живет и работает в Дании, еще раз ее окончил, как саксофонист.
Сегодня нам не достает джазовой «раскрутки» в Украине, были бы джазовые концертные агентства, менеджеры, джаз развивался бы интенсивнее, но этого пока нет, хотя есть хорошие музыканты. Проще выступить на какой-то вечеринке (это материально выгоднее), чем джазовый фестиваль организовывать или концерт в Филармонии. Были попытки поднять вопрос об организации в Киеве филармонического джазового абонемента, но реализовать эту идею все не удается. Возьмем опыт Даниила Крамера, российского джазового пианиста и популяризатора джаза, который 20 лет назад в Москве, а затем по всей России организовал циклы филармонических джазовых концертов. Они проходят в лучших академических российских залах: в зале им. П. Чайковского, Большом зале Московской консерватории. Кстати, Крамер — уроженец Харькова, начало музыкального образования получил в Украине. И в новом московском Международном центре музыки, которым руководит Владимир Спиваков, известный джазовый обозреватель Михаил Митропольский организовал и проводит абонементный цикл современного джаза. А у нас в Национальной филармонии Украины даже слышать о джазовом абонементе не хотят...
Например, у меня есть две концертные программы, которые, к сожалению, в Киеве, кроме как в клубах, я пока нигде показывать не могу. А в Запорожье Владимир Гитин раз в месяц проводит филармонические джазовые концерты при полных залах!
— В Донецке ведь тоже идут филармонические джазовые концерты, которые ведет заведующий кафедрой Донецкой музыкальной Академии им. С. Прокофьева кандидат искусствоведения профессор Сергей Горовой.
— Месяц назад я участвовал в фестивале ДоДж (Донецк), прекрасно организованном. Музыканты выступали в огромном зале с хорошей акустикой — полный аншлаг, люди стояли в проходах. А еще в Филармонии Донецка в двух отделениях проходят открытые госэкзамены джазового факультета Академии Прокофьева по специальности и ансамблю. И они собирают полный зал.
— Как вы относитесь к идее открытия Джазового факультета в НМАУ им. П. Чайковского в Киеве, ведь в большинстве европейских музыкальных вузов джазовые отделения насчитывают около 20—25 лет?
— Хорошо, что хотя бы в Училище им. Р. Глиера существует Высший факультет третьего уровня аккредитации. В Харьковской консерватории джазовый факультет есть и в Донецке... А пока, как правило, джазом у нас занимаются энтузиасты.