Меня самого передергивает, когда вижу на экране телевизора наших государственных мужей, которые в мартовские дни с важным видом идут к памятнику Шевченко с цветами. И если бы ваша публикация вместе с фотографией такого официального ритуала возложения цветов к памятнику Шевченко появилась за несколько дней до Шевченковских дней, то это было бы смело, честно и очень актуально. И всеми, я уверен, было бы принято однозначно и одобрительно. Появление же публикации 10 марта с соответственно подобранной фотографией воспринялось, независимо от того, что хотела сказать газета, совсем по другому. Я и мои друзья, которым я дал почитать газету, восприняли ее как завуалированное неприятие Шевченковских дней, которое можно коротко выразить на современном сленге: «Достали уже с вашим Шевченко». Ибо в такие дни, если мы не безразличны к Шевченко, более органично воспринималась бы публикация о тех, кто в эти дни приходит к Шевченко не по принуждению, а по душевной потребности, кто приходил к нему и тогда, когда за каждым кустом стоял милиционер, а в райотделах милиции заставляли писать объяснительные записки, почему в этот день вы оказались здесь, а не где-то в другом месте. При этом попытаться осмыслить значение этого факта для украинцев и Украины, как государства.
В душе каждого морально здорового человека есть место, куда он в грязной обуви не ходит сам и других не пускает. В этом месте хранятся любовь к нашим родителям, родным, наиболее святые и важнейшие для нас моральные и жизненные принципы. Для нации, для государства важно, чтобы в этом уголке души нашлось место для любви и уважения к своей Родине и ее Гениям. С этим не рождаются, это воспитывают. Вспомните, как россияне отмечали юбилей Пушкина. Они же не тиражировали в СМИ, например, пушкинские высказывания об А. Керн в письме к другу, не смаковали его юношеские гулянки с лицейскими друзьями и т. п. Потому что все это хотя и было в его жизни, как у всякого живого человека, но не являлось сущностью его Гения. Поэтому они каждый день по ОРТ читали устами разных людей «Евгения Онегина». И не допытывались у них, прочитали ли они этот роман полностью без принуждения учителей, или нет. У россиян есть «Лики России». Они их берегут, на них воспитывают своих детей. У нас же «Лики Украины» наши и не наши журналисты стараются превратить в физиономии. Отношение к Шевченко является проявлением более широкой проблемы в жизни украинцев. Довольно давно я прочитал статью французского журналиста об алжирских французах, которые живя в Алжире по несколько поколений, отгородились от коренных алжирцев, их культуры, образа жизни, выстроив для себя духовное гетто. Они жили в этом гетто, фактически не выходя за его границы, не интересуясь, что делается за его каменными стенами. Когда родился новый Алжир, каменные стены гетто упали, и его жители столкнулись с миром, который они не знали и знать не хотели. Отсюда и болезненное восприятие ими государства Алжир. Аналогичное гетто веками строила Россия, как метрополия, здесь, у нас на Украине. Можно было (но и сейчас еще можно) жить поколениями в Украине, будучи этническим украинцем или нет, и не иметь потребности знать язык, культуру, обычаи коренных жителей, украинцев. Когда знакомишься с нашими СМИ, то ощущаешь, что значительная часть теперешних журналистов Украины являются выходцами из этого духовного гетто. Их знания, мировоззрение, глубинная сущность сформировались другой, не украинской культурой, другими ценностями. Поэтому в лучшем случае они безразличны ко всему украинскому, а очень часто просто враждебно не воспринимают его. Трагедия Украины в том, что большая частица людей из властных кабинетов и рядовых потребителей этих СМИ тоже являются выходцами из этого гетто. Вместе они, имея финансовую и властную поддержку, стараются укрепить, восстановить стены своего духовного гетто, которые логикой создания нового государства разрушаются и падают. Главная проблема Украины — кто разрушит каменные стены этого духовного гетто, как помочь всем гражданам Украины почувствовать себя ее детьми. И если удастся решить эту задачу, то тогда сама собой пропадет потребность в дискуссии о патриотической повинности.