Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто виноват, или Искусственное ожерелье и настоящие кораллы

Студенты Станислава Моисеева «замахнулись» на «Бесталанную»
7 апреля, 2016 - 09:22
СЛЕДУЮЩИЙ ПОКАЗ «БЕСТАЛАННОЙ» СОСТОИТСЯ 8 АПРЕЛЯ. НА ФОТО: ДАРЬЯ ЛЕГЕЙДА (ВАРКА) И ИВАН ЯНЧЕНКО (СТЕПАН) / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Национальный театр им. И. Франко в четвертый раз в своей истории обратился к «Бесталанной» И. К. Карпенко-Карого. На этот раз — в контексте работы театра по поиску молодых талантливых мастеров.

Постановкой (на Камерной сцене франковцев) одной из самых драматичных историй украинской классической драматургии себя представили студенты IV курса Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого (руководитель курса  и художественный руководитель Театра им. И. Франко Станислав Моисеев). Он является режиссером-постановщиком этого спектакля.

Именно эта постановка «Бесталанной» доказывает, что блестящее произведение Ивана Карпенко-Карого — универсально, и нужно позволить себе эксперименты с этим материалом. Но и быть готовым к различным сюрпризам, которые обычно эксперименты «выкидывают».

Возможно, в названии спектакля стоило бы вернуться к первому варианту названия пьесы (известно, что она прошла путь от «Кто виноват?», через «Бесталанье» к «Бесталанной»). Потому что понятия судьбы, счастья, успеха, удачи слишком абстрактны для этой постановки, здесь все четко и конкретно. 15 осветительных приборов по периметру сцены, кофр, деревянный стол, стулья; сама сцена является съемочной площадкой, и все, что происходит в спектакле, снимают два фотографа (Лиза Любимова, Дарья Мельник). Поэтому жанром спектакля могла бы быть  не драма, как указано в афише, а, например, фотосессия, если бы в борьбу текста с интерпретацией не вступила традиция. Потому что, когда актеры перестают позировать и реагировать на тексты: «Смотри в камеру, иди вперед, на камеру», начинается традиционный (в лучшем значении этого слова) украинский драматический театр. Просто почти все актеры в современных нарядах (Гнат — в костюме, Варка — в «маленьком черном платье», Анна-вдова — в платье hand-made) — художник — Екатерина Маркуш.

Герои откровенны в своей страсти, а дикая ревность Анны к сыну приобретает патологические признаки. Интересно, что вся драматургия Карпенко-Карого ознаменована особенной концепцией женщины — среди его женских образов практически отсутствуют негативные персонажи. Здесь нет позитивных женских персонажей, даже София (Мария Моторная), эта вечная жертва, имеет потенциал к отвоевыванию своей территории. Ее свекровь (в роли Анны — Наталия Терлецкая) — ведьма, хорошо разбирающаяся в магии. Что уж говорить о Варке (Дарья Легейда)... Самая красивая девушка в селе (к слову, понятие «село» в этой концепции так же неуместно, как и слова наподобие «тремтю», «ненавидю» и «бусурмене», которые прописаны самим драматургом и не адаптированы к этой версии). Мечта всей жизни бедного сельского парня Степана — а вот этот персонаж в исполнении Ивана Янченко вышел едва ли не самым полным среди всех остальных, хотя его там немного — Варка  — не имеет никакого «страха и упрека», не обременена моральными терзаниями. Она идет на все ради каких угодно чувств, но не любви.

Образно говоря, этот эксперимент — борьба искусственного красного ожерелья, которое Гнат хотел подарить Варке, с настоящими кораллами, которыми украшен аутентичный наряд особенного персонажа спектакля, Девушки (Олеся Голуб). Она предстает в самых драматичных моментах спектакля, тихо поет аутентичные украинские песни, она является не просто определителем места и времени действия (а о времени здесь нужно вести отдельный разговор), а знаком традиции многочисленных постановок «Бесталанной». А вековые традиции трудно победить, не экспериментируя с его носителями — в данном случае с текстом.

Работа театра по поиску молодых мастеров идет успешно. По словам Богдана Адаменко — исполнителя роли Гната, люди убивают себя и других потому, что не могут сделать правильный выбор и правильный поступок. А это и может быть квинтэссенцией современной трактовки «Бесталанной».

Эльвира ЗАГУРСКАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ