Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кукольный дом

До Киевa долетел «Пузырь» Стивена Содерберга
6 ноября, 2007 - 18:44
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ПУЗЫРЬ» / ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

Это произошло благодаря усилиям компании «Артхауз трафик». Американский режиссер, отмеченный не только «Оскарами», но и сорвавший в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» в возрасте 26 лет, снял картину «Пузырь» два года назад. После этого он успел сделать «Хорошего немца» и «13 друзей Оушена» («12 друзей Оушена» были сняты в 2004). Однако побывавший на фестивалях в Венеции и Торонто «Пузырь» занимает в биографии режиссера особое место. Успешно освоив технологии коммерческого голливудского кинопроизводства, Содерберг, чтобы снять фильм о подлинной Америке и подлинных американцах, не пропущенных через конвейер фабрики грез, взял и отказался от пленки, сценария и профессиональных актеров. Исполнители по ходу съемок сочиняли текст на заданные темы, что придало диалогам качество документа, а цифровая камера помогла достичь все того же документального эффекта «домашнего видео» в изображении. В результате получилось кино, которое критики назвали едва ли не самым лучшим американским фильмом года.

Действие «Пузыря» происходит в маленьком провинциальном городке, жизнь в котором протекает между домом и фабрикой, на которой делают кукол. Герои картины или же работают на конвейере, или же постоянно что-то жуют, извлекая еду и пойло из пластмассовых коробок и картонных ведер, с которыми теперь и наш человек с гордостью победителя, схватившего Америку за ее символ — поп-корн и кока-колу, — фланирует по фойе и залам «долбированных» кинотеатров. Марта — полная, грузная женщина средних лет, в которой сразу же узнаешь американскую болезнь под названием «фастфуд», — дружит с симпатичным меланхоличным юношей по имени Кайл. Поскольку они вместе работают на фабрике по производству пупсов, то режиссер делает нас свидетелями едва ли не всего технологического процесса их изготовления — от заливки расплавленного каучука в формы, из которых потом извлекают застывшие головы и ножки будущих кукол, до превращения их в нарядных модниц с волосами, ресницами, накрашенными губами. Показывая на протяжении всей картины кукольные лица, которые монтируются с крупным планом лица Марты, кажущегося таким же неживым, искусственным, Содерберг не сокрушается тем, что созданный им образ слишком легко прочитывается: люди стали похожими на мертвых, резиновых пупсов. Режиссер сознательно рассказывает об очевидных, банальных вещах, чтобы мы в финале ужаснулись именно от того, что опустошение, омертвление человека, механичность его повседневного существования давно стали привычным явлением.

Появившаяся на фабрике Роуз, милая, симпатичная девушка, попадая в дом Кайла, вытаскивает из его комода деньги так же привычно и автоматично, как берет сигарету из пачки. Когда же ее обнаруживают мертвой, то это не производит на бывших друзей и любовника особого впечатления: в жизни не осознающих своего существования героев нет, и не может быть никаких событий. Даже смерть близкого человека не воспринимается ими как нечто из ряда вон выходящее. Более того, убийца с трудом вспоминает о совершенном преступлении.

Впрочем здесь нужно бы остановиться, потому что идущий только в кинотеатре «Киев» «Пузырь», хоть его и не отнесешь к детективному жанру, все же способен заинтриговать содержащейся в нем тайной. А посему, не станем раскрывать нехитрые перипетии сюжета, дабы не лишать зрителя возможности испытать удивления, которое, если оно приходит к вам в финале картины, может послужить своего рода тестом на собственную вменяемость и способность жить осознанно.

Вадим ДЫШКАНТ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ