Теперь за джазом не нужно ехать в Монтрё! Блестящая идея джазового фестиваля в Коктебеле, пришедшая в светлую голову Дмитрия Кисилева, уже третий раз воплощается на сиреневых берегах Карадага. Высокая волна джаза неким мистическим образом соединила творцов Серебряного века с ломаным ритмом ХХI века. Да — честному бескомпромиссному искусству, нет — бездарности и пошлости. Утраченная связь времен, причудливо свингуя, соединилась возле Дома Макса Волошина под вечный шум моря и неистовый рокот джаза.
Девиз нынешнего фестиваля — культурное сопротивление. Организаторы фестиваля (Промо. Юэй) декларируют: «Мы так же, как и вы были отравлены просроченными продуктами культуры — без вкуса и содержания, которые тухнут на засаленных прилавках телеканалов, газет, радиостанций и концертных площадках. В отсутствии союза прав потребителей культуры мы решили бойкотировать покупку у народных и заслуженных лавочников от масскульта их, мягко скажем, несвежего продукта. Так появился праздник жизни, на котором нет чужих».
Открытие Анатолием Кинахом Дома-музея М. Волошина после комплексной реставрации было первым знаковым событием культурного сопротивления. Вообще этот фестиваль выходит за рамки обычного арт-проекта, так как его идеологию активно поддерживают «Вече Украины» (Инна Богословская), Украинский союз промышленников и предпринимателей, завод «Коктебель», предпочитающие не ожидать, а действовать и импровизировать…
«Никогда не оставайся хладнокровным (иначе «Зажигай!»)», так переводится название японского всемирно известного фри-джазового оркестра «Сибусасирадзю», который бушевал на концертной площадке в первые два дня, и, буквально свел с ума всех слушателей. Японцы представили многоплановое шоу: музыкальное контрапунктическое развитие, приводящее к неистовым кульминациям джазовых композиций, театральное действо, соединяющее архаичную японскую пластику с искаженными, рассеянными движениями техники танца Буто, практически обнаженные тела и необычные театральные костюмы. Сочетание активного, сокрушительного движения музыкального ряда со статичной пластикой артистов Буто произвело ошеломляющее впечатление на публику.
Интернациональный состав музыкантов представляли 130 участников из восьми стран. Джаз-банды, представляли некое особое единение высокого профессионализма, единство духа, независимо от представляемой страны. Интернациональный «Валентайн-квартет», созданный талантливым киевским басистом Андреем Арнаутовым, выступал в содружестве с легендарным американским трубачом Лу Солоффом. Московский JVL Big Band, состоящий из уникальных музыкантов-звезд, великолепного вокала — исполнял, как свои оригинальные изысканные композиции, так и импровизации с приглашенным гостем Лу Солоффом.
О Лу Солоффе хочется сказать отдельно: блестящая виртуозность, яркий, сильный, временами нежный трепетный звук оставляет его вне конкуренции среди джазовых трубачей уже на протяжении многих десятилетий. Он с наслаждением играл не только свои сольные номера, но и с нескрываемым удовольствием, остроумно импровизировал с другими музыкантами.
Как всегда, восхитил публику секстет Mansound (Украина). Запредельный профессионализм, артистическое очарование лучшей а’капельной группы всего музыкального пространства оставили в сердцах незабываемое художественное впечатление, но и сожаление об их редких концертах в Украине.
Если продолжать украинскую тему, то следует отметить сюрприз-выступление джазовой группы «Схид-Сайд» в интересном соединении с группой «Танок на майдане Конго» и «Киев арт-ансамбль» во главе с почетным арт-директором фестиваля В. Соляником, устроивший своеобразный джем-сейшн с вышеупомянутым потрясающим Лу Солоффом, уникальным Энвером Измайловым и другими музыкантами.
Россияне привезли, выступающую в блюзовых традициях Санкт-Петербургскую группу «Big Blues Revival» и меланхоличную московскую «VFSIX».
Блестящий виртуоз Леонид Пташка в своих композициях соединил оригинальное мышление с традициями музицирования своего учителя Игоря Бриля.
Группа «De Phazz» (Германия) с ее очаровательными вокалистами сочетала разные джазовые состояния, легкий эротичный налет латинос, артистичную импровизационную трансформность. Необычность группы еще и в том, что каждый музыкант, особенно вокалисты представляют, как бы свое внутреннее восприятие джазового мышления.
Одним из ярчайших было выступление 14-летнего уникума Димми Боускилла и его звездной группы (Канада). Буквально с первых тактов стало ясно, что это не просто вундеркинд, а ярчайшее явление в джазовом мире. Невероятное владение гитарой, свободный, сильный вокал, вулканический темперамент повергли всех в изумление.
Завершающий день фестиваля был отмечен выступлением ударника В. Хаффнера (проект «Zooming», Германия), демонстрировавшего свое фантастическое мастерство и фантастические возможности электронной аппаратуры «Yamaha».
И, конечно же, невероятный Энвер Измайлов с его группой «Минарет-Бэнд», который сам по себе есть джазовое направление. Самый востребованный джазмен, уникальный гитарист, имеющий безумную известность во всем мире — постоянный почетный участник джазовых фестивалей в Коктебеле. И, хотя у него уже есть ученики, с трудом верится, что кто-то может приблизиться к его вершинам. Так как в этой личности чудесным образом сплавились: уникальное музыкальное мышление, авангард и обращение к музыкальным традициям крымско-татарского народа, потрясающий артистический темперамент, тонкость и изящество изложения.
В орбиту фестиваля были втянуты многие другие около джазовые интересные арт-проекты. Например, визуальные молодежные перформансы. Отдельное спасибо Шоукейсу: талантливым группам энтузиастов из Черкасс, Кривого Рога, Запорожья, в программе которых принимал активное участие один из ярких музыкантов фестиваля басист, трубач Андрей Арнаутов.
Дикие и прекрасные берега Карадага в очередной раз выдали культурный шок, незабываемые мгновения счастья, ощущение настоящего биения жизни и, для непосвященных, — открытие, что Коктебель — это не только страна коньяков, а культурное пространство высокого искусства.