На «Курбалесию-2012» приехали коллективы из Москвы («Театр, которого нет»), Киева (театр «Сузір’я»), Симферополя (арт-центр «Карман») и Одессы («Театр на Чайной»), а также зрители увидели творчество всемирно известного танцора буто Такетеру Кудо (Япония) — спектакль A karmaexposer («Явление Кармы — Гозараши»). На форуме Харьков представляли Театр P.S., Театр «Сахалин», «Театр 19», San-San-театр, Театр GreenMagic, Центр современного искусства «Новая Сцена», свободное творческое объединение «Прекрасные цветы» и Театр Vinora-playing-town.
Форум открыла премьера — спектакль «Звезды» Театра Vinora-playing-town (режиссеры Александр Ковшун и Елена Приступ). Немецкая драматургия (пьеса Ани Гиллинг) в украинских реалиях получилась непростой. Вдруг оказалось, что непросто сопереживать распущенным, а местами и откровенно жестоким подросткам, непросто услышать за их смехом крик о помощи, непросто увидеть за наркотическим опьянением душевную боль и первые, но оттого не менее сильные чувства и страдания. Именно это с невероятной, свойственной только юности, искренностью доказали молодые актеры — исполнители главных ролей (Нина Хижная, Ольга Мельник, Богдан Шапкин и Сергей Суляев). Контрастным штрихом к молодежной феерии стал отстраненный персонаж самой Ани Гиллинг (Надежда Шевченко), чьи ремарки оттеняли напряжение в развитии сюжетной линии.
«Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса давно уже стал классикой. «Театр которого нет» (Москва) сделал эту классику простой, но оттого не менее острой. Здесь все движения выверены до миллиметра, а метафорическая картинность Уильямса превращена в графическую точность режиссера Анны Пуховой. Нет ничего лишнего — только тусклые зеркала, причудливым лабиринтом расположившиеся на абсолютно пустой сцене, и только актеры — то ли люди, то ли звери в немом, обезличенном пространстве потерянных жизней их героев. Человек-волк Том (Денис Старков) все еще надеется найти выход в собственную свободу: ласковая кошка Лора в трогательном исполнении Галины Волошиной еще по-детски цепляется за призрачные мечты приходящего будто бы в гости окружающего мира в лице «обыкновенного приятного молодого человека» Джима (Евгений Вакунов). И только Аманда (Юлия Шимолина) — женщина-тигрица — доподлинно знает, что в стеклянном человеке живое сердце никогда не забьется снова, а нарисованный красной помадой рот-рана вряд ли превратиться в искреннюю улыбку...
Симферопольский арт-центр «Карман» выходил на фестивальную сцену дважды: зрители увидели две совершенно разные работы режиссера Антона Романова — спектакль для детей «Девочка и ворона» по пьесе Льва Устинова и сюрреалистическую сказку для взрослых «Глаза голубой собаки» (пьеса К. Малининой по мотивам рассказа Габриэля Гарсия Маркеса). Эти постановки объединяет идея взаимосвязи реального и придуманного миров. Маленькая героиня из пьесы Л.Устинова мечтает о друге и обретает его в лице вороны, безыменные герои Маркеса (в исполнении Светланы Усаниной и Эскандера Анверовича) мечтают о любви и встречают ее... во сне. Кажется, в объективном мире счастье найти сложнее, чем в мире снов и иллюзий.
За простым сюжетом постановки киевского театра «Сузір’я» под названием «Холостяки и холостячки» внимательный зритель без труда разглядел символическую зарисовку современных характеров и проблем. Легкость и комедийность подачи материала при этом не помешали восприятию спектакля, и с легкой руки режиссера Тамары Труновой непритязательная история о переходе закоренелого холостяка в разряд женатых мужчин (пьеса Ханоха Левина) стала притчей о цене свободы...
Честь закрыть фестиваль выпала украинско-польскому уличному спектаклю по мотивам «Дон Кихота» Cервантеса. Действо, в котором театр умело сочетался с танцем, живой музыкой, элементами цирковой акробатики, родилось благодаря творческим усилиям Театра «Брама» (Польша) и студентов театрального факультета Харьковского университета искусств им. И. Котляревского.
В рамках лабораторной программы гости форума посетили конкурс устной рецензии среди студентов театроведческих факультетов и читки современной драматургии.
Следует отметить, что юбилейный фестиваль получился разнообразным и интересным, а встречи театральных коллективов со зрителями не только подарили море позитивных эмоций, но и заставили задуматься. Не случайно по окончании театрального праздника вспоминаются слова Леся Курбаса:
«Слово должно быть составлено так, чтобы оно имело акцент целесообразности».
А тем более — слово, звучащее со сцены.