Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ласково, весело и уверенно

На сцене Киевского Национального театра имени Ивана Франко «высадился» мощный десант колядников
25 января, 2022 - 14:45

Артисты Ивано-Франковского национального театра имени Ивана Франко показали в Киеве масштабное действо «Коляда та й плєс... ізпрежди віка…» в постановке режиссера Ростислава Держипильского.

«Все билеты проданы» – фраза, констатирующая незаурядный интерес к событию, слова, являющиеся определенным знаком качества, означающим, что гастроли западных франковцев уже стали ожидаемыми, востребованными далеко за пределами их стационарного театра. Ведь то, что они уже успели показать на столичных сценах в прошлом году («Гуцулка Ксеня», «Солодка Даруся»), вызвало большой интерес.

Спектакль «Коляда та й плєс... ізпрежди віка…» – это некая антология празднований Рождества Христова в Украине по вертикали и горизонтали: перед зрителем разворачивается яркая и информативная картина того, как наши предки почитали самое выдающееся событие христианского мира со времен Древней Руси в разных регионах, разными социальными слоями от простых крестьян до образованных бурсаков-спудеев.

Первое действие разлого, с остроумными комментариями Вещуна-мольфара в блестящем исполнении Алексея Гнатковского описывает гуцульскую коляду, сохраненную до сих пор жителями Карпат и подробно, с текстами и нотными строками, описанную в фундаментальной работе «Гуцульщина» образовательного и общественного деятеля Владимира Шухевича, кстати, деда прославленного главного командира УПА, борца за независимость Украины генерала Романа Шухевича. Приобщая зрителя к участию в этой мистерии, артисты как бы проводят интерактивный мастер-класс для тех, кто никогда не имел возможности увидеть, как это происходит, и понять, почему древняя традиция жива и доныне. Ибо это очень важно – не только узнать, но и понять идею и задачу действа, которое для современного человека выглядит как сугубо декоративное. Важно понять конечную гуманитарную цель «большой коляды», когда наколядованные сокровища, а они таки бывали немалыми, распределялись определенным образом: часть шла на церковь, часть – на нужды малоимущих и недееспособных людей, а остальное – между самими колядниками. Ведь праздник же для всех!

Современному человеку трудно представить себе те времена, когда жизнь шла медленно, в соответствии с изменениями времен года, с ритмом хозяйственной деятельности. Поэтому давний «сценарий» традиционной коляды, которая от собственно Рождества продолжалась вплоть до Крещения, а то и до Сретения, удивляет и завораживает подробным перечнем событий, описанных в Священном Писании, разнообразием и количеством посвящений и пожеланий каждому, кому колядуют – от газды до пчел, а также и до простых случайных путников. Поэтому так важна роль Вещуна, который объясняет смысл каждого движения, слова, каждого сюжета, а у всего христианского народа он по сути общий, а в деталях, мелодике, ритмике – чрезвычайно разнообразен. Гуцульскую коляду завершила чрезвычайно трогательная и заунывная, как и сама судьба рассеянного по миру и почти уничтоженного карпатского народа, лемковская колядка в исполнении Галины Баранкевич.

Второе действие калейдоскопически знакомит зрителя с традициями празднований Рождества в разных регионах Украины. Вначале Вещун в образе казака разворачивает перед нами традиционный бурсацкий вертеп, в деталях сохранившийся благодаря помещикам Галаганам, которым еще в 1770 году в имении в Сокиринцах на Полтавщине бурсаки Киево-Могилянской академии впервые показали Вертепное представление. Тогдашний хозяин, прилуцкий полковник Григорий Игнатьевич Галаган, и его гости были очарованы этим действом и щедро наградили артистов, в ответ на что те подарили Галаганам Вертепный сундук с куклами и текстом к спектаклю, а ноты передали местному церковному хору. С того времени вертеп бытовал в имении помещиков Галаганов более столетия, переписанные копии текстов дошли и до наших дней.

После бурсацкого вертепа настал черед ярких примеров региональных колядок в блестящем вокальном исполнении артистов театра: заливистое полнозвучное полесское прославление на Святой вечер, веселая полтавская колядка, которую, пожалуй, знают все – «дайте, дядьку, п’ятака»… И вновь вернулись на Гуцульщину, потому что, по чистосердечным ощущениям жителей этого зачарованного края, где давние традиции сохранились, несмотря на все попытки вытравить их в советское время, гуцульская коляда – лучшая. А чтобы не быть голословными, показали еще, и как серьезно колядовали наши воинственные опришки.

Яркая театральность и определенная сюжетность коляды как магической мистерии, объединяющей праздничные рождественские сюжеты Гуцульщины, Полесья, Лемковщины, Полтавщины, Киевщины, так и просится на сцену, чем и воспользовались западные франковцы, создав сквозное действо с обобщенными, но весьма конкретными относительно места действия персонажами... Театр, собственно, и возник как исполнение ритуальных действий. Мистерия как средневековая религиозная драма, распространенная с древних времен в Западной Европе, – вот это и есть по форме большая коляда. Разница в том, что не вы идете в театр, а театр со всей атрибутикой, образностью, распределением ролей идет к вам прямо в дом, призывая и вас к участию в действе. Такие праздники в долгую холодную зиму, очевидно, вносили яркое разнообразие в повседневную жизнь, замедлявшуюся до прихода весны с ее хлопотами, севом…

Спектакль «Коляда та й плєс…» достойна больших сцен вроде Дворца «Украина», так как это реально масштабный сценический проект, в котором задействованы современные технологии, новейшая осветительная и аудиоаппаратура, несколько десятков актеров и музыкантов, множество разнообразного реквизита, оригинальных народных сценических костюмов и десятки аутентичных музыкальных инструментов: трембита, цимбалы, сопилки, музыкальные рожки, бубны. Артисты блестяще владеют сольным вокалом (Инна Бевза, Ирина Бенюк). Хоровое пение (хормейстер – Наталья Байдак) и исполнение разнообразных танцев (балетмейстер – Дмитрий Лека) не уступают соответствующим профессиональным коллективам – ни Хору имени Г. Веревки, ни Ансамблю им. П. Вирского!

В наше непростое время, когда украинцев нагло пытаются разъединить внешние и внутренние враги, спектакль «Коляда та й плєс…» ласково, весело и уверенно сшивает прорехи, свободно или невольно возникающие на покрове украинской идентичности, доказывая, что мы были, есть и будем – «ізпрежди віка»!

Лариса ТАРАСЕНКО. Фото предоставлено театром
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ