В рамках Дней культуры Республики Беларусь в Украине на сцене Национальной оперы в балете «Лебединое озеро» выступили киевские артисты и их белорусские коллеги. Главные партии исполнили Ирина и Олег Еромкины (солисты Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси), а за дирижерским пультом стоял главный дирижер этого театра украинец Виктор Плоскина, который уже три года живет и работает в Минске. Меломаны отметили исключительный профессионализм опытного дирижера, его внимание к штрихам, способность находить общий язык с оркестром внятными, отточенными жестами.
— Когда я приступал к своим обязанностям в Большом театре оперы и балета Беларуси, то плохо знал театральную специфику, — признается В. Плоскина. — Ведь в Украине занимался только симфоническим дирижированием. В Минске пришлось с головой вникнуть в новую работу, изучить, как налажен процесс каждой службы, от уже готового спектакля до постановки нового. При моем участии в репертуаре театра появились: «Сельская честь» Масканьи (спектакль поставил швейцарский режиссер Александр Штрем), «Макбет», «Набукко», «Трубадур» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского в концертном исполнении в редакции Шостаковича (кстати, партию Бориса исполнял баритон из Одессы Станислав Трифонов), балет «Золушка» Прокофьева (хореографию осуществил московский балетмейстер Юрий Пузаков).
Об опере «Трубадур», пожалуй, стоит рассказать более подробно: это был голландско-белорусский проект, в котором участвовали с голландской стороны режиссер, художники по костюмам и по свету, были приглашены два итальянских тенора. Спектакль поставлен в стиле модерн, он имел большой успех у публики. Затем постановку 13 раз показали в Голландии. Наши гастроли получили прекрасные отзывы в прессе и теплый прием зрителей. Памятной стала опера «Набукко», музыкальным руководителем которой был я, а режиссером москвич Михаил Панджевидзе (Большой театр). В спектакле были задействованы все технические возможности нашего театра, а они после реставрации — лучшие на всем постсоветском пространстве. Спектакль получился очень хорошим, востребованным публикой. Монтаж декораций настолько сложен, что мы показываем эту оперу два дня подряд. В нынешнем сезоне планируем давать и по три показа подряд — «Тоску», «Снегурочку». Это и удобно, и экономично выгодно для театра.
— О реставрации минского театра рассказывают чудеса...
— Президент Лукашенко выделил 160 миллионов долларов на реставрацию театра. И знаете, когда высшее руководство упрекают в том, что оно не занимается культурой, я готов возразить: для культуры не так и важно посещение сильными мира сего спектаклей и концертов, в первую очередь нужно создать условия — и прежде всего финансирование проектов. Нош театр отреставрирован и технически оснащен по последнему слову техники: инженеры из Германии сделали всю механику, 23 плунжера, все поднимается, опускается, можно делать декорации в формате 3D. Честно говоря, сегодня техники больше, чем мы пока используем. Ныне идет процесс ее освоения, адаптации старых спектаклей к новой сцене. Театр открылся 8 марта 2009 года после трехлетней реставрации (в период ремонта спектакли шли в Доме офицеров и Дворце республики). В обновленном театре прекрасная репетиционная база. Кроме основной сцены, у нас есть дополнительная с такими же параметрами, с такой же оркестровой ямой и даже со зрительным залом на 200 человек. То есть одновременно мы можем репетировать и оперу, и балет. Никто из артистов и музыкантов не ущемлен, никто никому не мешает. Для творческой работы это очень удобно. Сегодня в составе оркестра 160 музыкантов, и это тоже позволяет коллективу работать параллельно над оперой и балетом. В перспективе мы хотим создать на этой базе Камерную оперу. В театре со зрительным залом на 1280 мест — стопроцентная посещаемость, а когда публики приходит меньше —95%, то это уже для дирекции ЧП. Мы ведем активную гастрольную деятельность. У театра завязались тесные связи с Голландией. Недавно возили туда «Богему». Постановка пермского режиссера Георгия Исаакяна, обладателя нескольких «Золотых масок», очень понравилась импресарио, и он пригласил двух итальянских солистов на партии Мими и Рудольфа. У нашего театра собственных возможностей мало, а иностранный импресарио, который оплачивал и весь тур, может пригласить на спектакль звезд.
— А насколько сильна оперная труппа театра?
— Достаточно сильная, чтобы держать на высоком уровне разнообразный репертуар. Недавно в труппу влились замечательные солисты, в частности тенор Юрий Городецкий, лауреат Международного конкурса вокалистов им. С. Монюшко (Варшава), меццо-сопрано Оксана Волкова, взявшая первую премию на Конкурсе им. Глинки в Челябинске (эту молодую певицу киевляне слышали во время концерта Молодежного симфонического оркестра СНГ, выступавшего на сцене Национальной оперы Украины. — Л. Т.), а также баритон Илья Сильчуков, который на одиннадцати(!) конкурсах завоевывал первые премии. Ныне в театре проблема с драматическими тенорами, а также с басами. У нас хороший хор, а оркестр — один из самых профессиональных. Кстати, кроме репертуарной работы, я веду обширную симфоническую программу. Мы исполнили «Фантастическую симфонию» Берлиоза, «Царя Эдипа» Стравинского в концертном исполнении, «Манфред», пятую симфонию Чайковского, вторую Брамса, третью Малера, вторую и третью симфонии Рахманинова.
Театр ведет также и камерную деятельность. У нас есть камерный зал на 250 мест, где молодые певцы пробуют свои силы, а также дают концерты вокалисты преклонного возраста, которые уже не могут полноценно вести основной репертуар. Здесь они имеют возможность поддерживать свою вокальную форму.
— Расскажите о балетной труппе театра.
— Балетная труппа в театре достаточно сильная (36 лет ее возглавлял опытнейший хореограф Валентин Николаевич Елизарьев). Коллектив имеет огромную гастрольную практику. В Минске балеты идут, пожалуй, чаще, чем оперы. Белорусы любят балет. Я не так много работаю с балетом, дирижирую только тремя спектаклями — «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро» и «Золушка». Моя специфика — опера и симфонические программы.
— А как у вас обстоят дела с белорусской музыкой, как она представлена в афише?
— Мы бережно заботимся о национальном репертуаре. Есть идея, которую воплотим в следующем сезоне, объявить конкурс среди композиторов на написание музыки к спектаклю на белорусскую тематику, который потом будет исполнен в театре. Недавно мы поставили оперу «Чужое богатство» белорусского композитора немецкого происхождения Яна Голанда, служившего придворным капельмейстером князя Радзивилла. Спектакль имел успех, мы вывозили его на гастроли в курортный город Несвиж, где было родовое гнездо Радзивиллов, показывали его на открытой площадке в Несвижском замке. В репертуаре театра есть очень красивая опера Смульского «Седая легенда», балет «Страсти (Рогнеда)» Андрея Мдивани. Эти спектакли пользуются успехом у зрителей. Хотя должен признать, что большим спросом пользуются спектакли, поставленные по мировой классике. А с национальным репертуаром, как и в Украине, к сожалению, не так все радужно. Но я глубоко убежден, что с ним надо работать, и не только сохранять — а не жалеть средств и творческих сил на новые постановки.
— Вы работаете в Минске на контрактной основе?
— Да, и по белорусским меркам получаю очень большие деньги. Хотя контракт штука двоякая... Я приехал в Беларусь не за деньгами, а для того, чтобы соединить две культуры: украинскую и белорусскую. 31 августа у нас в театре состоялся концерт украинской музыки, посвященный Дню независимости Украины. Это было посольское мероприятие, впервые проведенное новым послом Романом Бессмертным. Сегодня Украину белорусы уважают, любят отдыхать в Крыму и в Западной Украине, но удивляются, почему у нас дороги плохие, плохо убираются города. В Беларуси, надо отдать должное, все вылизано, порядок безупречный... Так сложилось, что дома у меня не было творческой перспективы самореализации, а в Минске мне предоставили огромное поле для работы... Единственное, чего недостает, так это украинского тепла, солнца и темпераментных людей. В Беларуси все более умеренно, спокойно, взвешенно и обстоятельно...