Премьера «Грифини Марицы» И. Кальмана в Киевском национальном театре оперетты не просто праздник музыки, который утверждает оптимизм выше любых сложностей жизни. В год 60-летия Венгерской революции — это приветственный жест украинской культуры такому близкому по ментальности народу. Не случайно первым в Украине желто-голубой флаг на своем доме установило посольство Венгерской республики. Мне повезло быть в Будапеште на митинге, посвященном выдающемуся событию в современной истории венгерского народа. Восстание 1956 года было жестоко подавлено, но утвердило непобедимость достоинства свободолюбивой нации.
Когда диктатура — факт, революция — обязанность.
Портреты жертв революции на фоне буквально отбеленного здания парламента, который последнее столетие темнел видимо не только от климатических воздействий, представляли гордые лики непокорности.
Новый спектакль не датский в советском понимании. Постановщик — главный режиссер, народный артист Украины Богдан Струтинский, отмечает способность человека услышать, разглядеть, понять другого человека как залог выживания народа, нации и человечества, как талант любить, как способность праздновать жизнь.
Так выстраивается художественный диалог, который подчеркивает общность высших ценностей существования.
«Графиня Марица» особенная именно в этом смысле оперетта из всего наследия И.Кальмана. Она заканчивается тремя счастливыми свадьбами. Гениальный автор музыки трижды был женат. Первая муза Паола Дворжак, посвящение которой есть на всех титульных листах оперетт Кальмана, не хотела брака, так как не могла иметь детей. Болезнь забрала ее из жизни очень рано, но перед своей кончиной она успела познакомить любимого со звездой немого кино Агнесс Эстерхази.
Все восторги Кальманом она принимала на свой счет и однажды поверила в серьезность чувств красавчика-коллеги. Композитор больно, творческим кризисом пережил измену и никаких дальнейших извинений не принял.
Случайно в кафе, где ему с друзьями было уютней, чем на любых светских собраниях, он познакомился с красавицей, которая там охотилась на покровителя для своей артистической карьеры. Она стала его женой, матерью троих детей. Ее наряды, бриллианты, аристократический блеск создали имидж ярче любого сценического. И опять появляется красавчик. Она бросает детей, развод оформляется официально, но длится менее недели.
Ощущение настоящего во всех кальмановських опереттах разрушает грязную интригу, отмечает мощь безграничной силы любви. «Графиня Марица» сделала композитора богатым. Он купил себе первый в Будапеште кадиллак и переехал в дорогой дом. После нее он считал, что только женские имена, в качестве названия оперетт, приносят им успех.
Мелодии из них завораживали весь мир. На марше революционные матросы в Петрограде пели куплеты из другой оперетты «Сильва, ты меня не любишь, Сильва, ты меня погубишь, ты меня с ума сведешь, если замуж не пойдешь!»
Позже правительство нацистской Германии, учитывая еврейское происхождение Кальмана, предложило ему статус почетного арийца. Композитор-гражданин отказался без колебаний, заявив «Мы венгры»!
В советское время тексты песен из оперетт Кальмана звучали исключительно по-русски. На украинском языке они зазвучали совершенно убедительно благодаря поэту Александру Вратареву. Сравните:
«Без женщин жить нельзя
на свете, нет!
В них солнце мая,
в них любви рассвет,
Тут нежный взгляд —
признанье там,
Как солнце луч, приятны нам».
і «Нам без жінок неможна
дня прожить,
нам без жінок нікчемна
кожна мить,
тут я сміюсь, фліртую там.
Моє життя шерше ля фам».
«Графиня Марица» Киевской национальной оперетты продукт вполне отечественный соответствующий традиции украинского музыкально-драматического театра. Режиссер Богдан Струтинский последовательно отстаивает оперетту от концертно-развлекательной функции, защищает ее действенную природу и идейные возможности. Действенно воплощать пластические образы, услышанные в музыке, ему помогает балетмейстер-постановщик — В. Прокопенко. Режиссер в оперетте представляет искусство театра, дирижер-постановщик — С. Литвиненко, отвечает за весь музыкальный комплекс, раскрывая музыку по замыслу режиссера. Сознательное отношение к строке партитуры как части целого, к элементу действенной природы спектакля демонстрирует хормейстер-постановщик — И. Ярошенко.
Декорации и костюмы первой постановки «Графини Марицы» были сделаны в цветах национального флага Венгрии. Художник по костюмам И. Давыденко продолжает эту традицию, добавляя яркости региональными особенностями декора костюмов. Сценограф А. Белозуб, который, кстати, плодотворно сочетает свою деятельность в Киеве с работой главного художника Будапештского национального театра (Nemzeti Szinhaz Budapest), использует мотивы традиционных венгерских народных промыслов в резном украшении деревянного дома. Вышитая зелено-красным кружевная салфетка служит большим покровом пространству счастья и любви.
Все актеры убедительны, это сработанные и воспринятые образы, а не роли и исполнители. Опытные мастера И. Лапина и М. Бутковский заслуживают отдельной благодарности за филигранность работы со словом, фразой, интонацией. Благодаря этому многие юмористические фразы приобретают особую актуальность. На фоне недавнего «парада-алле» декларации чиновников ироническое замечание: «Трудом таких денег не заработаешь» вызывает гром едких аплодисментов.
Декларация же самого представления легкая, легкомысленная, радостная, печальная, безоговорочно романтическая и достаточно серьезная, потому что заявляет аристократизм как понятия не имущественное, а духовное. Именно такой аристократизм обесценивает власть любого имущественного статуса перед подлинностью чувств, перед красотой истинного, перед серьезностью любви.