Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лекарство против страха

20 декабря, 2001 - 00:00

Липцын, действительно, для сценической жизни столицы был значимой фигурой, со статусом если не легендарным, то уж точно — культовым. Ученик знаменитого Анатолия Васильева, два года проработавший в его Школе драматического искусства, — лучшей рекомендации для театрально сосредоточенной публики и придумать нельзя. Уже один из его ранних спектаклей — «Дюшес» по «Уллису» Джойса — собрал обильный урожай «Пекторалей». В своем «Театральном клубе» Липцын осваивал непривычную для украинской традиции драматургию — Мрожека, Ахматову, Хармса, Миссиму, Беккета, выстраивал собственную систему работы с актером и сценическим пространством. Вполне логично, что отъезд режиссера за океан, в США и Канаду, значительно обеднил театральный пейзаж Киева.

«Кто боится?..» интересен не только как первый спектакль, поставленный Липцыным после дальних странствий, но и как первый опыт освоения этим, преимущественно студийным, режиссером большой сцены со всеми ее классическими атрибутами. Сразу можно сказать, что опыт Липцыну удался. Сценическая коробка рассечена по диагонали полупрозрачным экраном-стеной (художник — Олег Лунев); перпендикулярно к ней, с левого края сцены, в зал выдвинут помост — как дополнительная площадь для «игр и забав» (подзаголовок спектакля). В этом странном, не слишком комфортном интерьере и разыгрывают трагикомедию своей жизни Марта (Алла Даруга) и Джордж (Александр Ганноченко).

В новых для себя условиях Липцын сумел сполна воспользоваться своим умением продуманно и четко работать с актерами. Исполнители в структуре спектакля именно живут, они здесь настолько вольны, насколько это не вредит общему замыслу. Задача перед ними на самом деле сложная — ведь «Кто боится Вирджинии Вульф?» зиждется на очень специфическом освоении приема театра в театре. Марта и Джордж придумывают себе судьбу, они играют в семью. В итоге их мир насыщается множеством призраков, несбывшихся иллюзий, которые надо поддерживать во что бы то ни стало. В сложной двойной игре, несомненно, лидирующую роль ведет Алла Даруга — вечная спутница Липцына во всех его экспериментах. Ее Марта — это взрывчатая смесь женственности и отчаяния, напористости и ранимости. Свои страхи она стремится превращать в победы, и на вопрос: «Кто боится?..» никогда не ответит: «Я», потому что для нее это будет признанием слабости — а этого она не может простить ни себе, ни другим. Даруга именно тем и интересна, что играет все лица Марты, резко и без раскачки меняя рисунок и интонацию роли. Джордж-Ганноченко прикрывается иронией, как щитом, но он здесь еще уязвимее, нежели Марта. В целом, дуэт Даруги и Ганноченко — блистательное воплощение двойного одиночества людей, боящихся потерять последнее, что у них осталось, — собственный «возвышающий обман».

Вторая пара: Ник—Виталий Линецкий и Хани—Татьяна Круликовская, похоже, по замыслу Липцына, — своего рода отражение Джорджа и Марты, более прямолинейное и бесхитростное. Собственно, чета хозяев настолько убедительна, что всерьез закрывает менее темпераментных гостей. Но, впрочем, со своей партией экзистенциального «эха» протагонистов Линецкий и Круликовская справляются достойно.

Так и мчится этот спектакль средь жестоких забав и темпераментных призраков. Мечутся тени по стене-экрану, ни один шаг не может быть до конца верным — неустойчивая, колеблющаяся пластика героев служит прекрасной метафорой их жизни (пластическое решение — Лариса Венедиктова). Лишь в середине второго действия возникает своеобразная ритмическая лакуна, сбой системы, когда происходящее на сцене начинает уже утомлять зал. Однако несколько отлично решенных эпизодов ближе к финалу спасают положение. Завершающее объятие Марты и Джорджа — трогательно и небезнадежно.

Все-таки вдвоем бояться легче.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ