Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лепные истории

Путешествие в столицу гончарства Украины
8 августа, 2008 - 18:56
РАССКАЗА О ЗНАМЕНИТЫХ ОГРОМНЫХ ПЫШНЫХ ПОЛТАВСКИХ ВАРЕНИКАХ МЫ НАМЕРЕННО ИЗБЕГАЕМ. ЧТО О НИХ РАССКАЗЫВАТЬ? ИХ НАДО ПРОБОВАТЬ! / В КОЛЛЕГИУМЕ ИСКУССТВ В ОПИШНЕ ДЕТЕЙ С НАИМЕНШЕГО ВОЗРАСТА ПРИУЧАЮТ К КЕРАМИКЕ

Один современный украинский писатель-мечтатель-философ написал, чтобы познать Украину, не нужны подробно разработанные маршруты или «отфотошопленые» путеводители. Стоит просто «поймать» первую попавшуюся электричку или поезд и доехать к тому месту, которое представляется вам интересным. Прежде всего на интуитивном уровне. Конечно, если для такого «тура выходного дня» у вас хватит авантюризма. А там уже — куда бы вы в конце концов не попали, вам гарантированы интересные приключения, места и явления. Или, во всяком случае, их привидения. Тезис этот проверялся нами на практике уже неоднократно. И можем еще раз заверить, что авантюризм в ваших жилах значительно важнее даже способности ориентироваться по компасу. Потому что во время таких путешествий приключения не всегда бывают веселыми, а удивление — приятным.

Конечно, пресс-тур — подробно спланированный выезд журналистов в конкретное место с конкретной целью, на авантюру совсем не тянет. Впрочем, место, где удалось нам побывать на прошлой неделе (за что большая благодарность организаторам — Анжелике Рудницкой и Фонду возрождения культурной среды), вполне может стать авантюрой для вас, уважаемые читатели — пусть даже подробно и конкретно спланированной.

МЕСТО ВСТРЕЧИ — ОПИШНЯ

Столицей гончарства называют это место, которое расположилось в небольшом пгт Полтавской области (вблизи легендарной Диканьки). Именно Опишня известна как современный центр украинского гончарства. Если оглянуться в прошлое, увидим, например, Пистинский гончарный центр, который процветал красками гуцульской керамики на Ивано-Франковщине конца XIX — начала XX вв.

Гончарство в самом высоком городе Полтавщины, который стоит на семи холмах, образованных Ворсклой и помнит битву со шведами, развивается уже на протяжении трех тысячелетий. Несмотря на это — никаких специальных опознавательных гончарских знаков в Опишне нет, зато... есть памятник Ленину. Об особенностях городка можно догадаться разве что благодаря расписанным кувшинам, которые местные жители иногда используют как элемент, так сказать, ландшафтного дизайна, устраивая керамически-цветочные композиции в садиках, перед хатами.

В конце XIX и начала XX веков здесь работало около 1000 гончаров, т.е. каждый пятый в городе имел дело с глиной. В те времена опишнянские мастера были известны далеко за пределами Украины. Баклаги и макитры «местного разлива» массово путешествовали в Европу, Азию и даже Северную Америку. Сегодня гончарные масштабы Опишни стали более скромными. Даже по сравнению с советскими временами. В прошлом веке здесь работало три гончарных завода, сегодня — только одно частное предприятие занимается промышленным изготовлением керамики, и то — лишено особых масштабов. Впрочем, директор местного Коллегиума искусств Людмила Овчаренко утверждает, что спрос на глиняную продукцию — и гончарную и лепную, есть. Более того, в последние годы он стабильно растет, в частности, ввиду повышения общего интереса к фольклору и этнической культуре.

Опишнянский Коллегиум искусств, который расположился на улице Партизанской (не усматриваете ли и вы здесь символизма?), существует уже в течение десяти лет. Когда-то на этом же месте стояла церковь Святой Покровы. Обычная общеобразовательная школа со временем несколько перепрофилировалась и начала давать не только среднее общее образование. Особый образовательный акцент здесь делают на уроках гончарства, лепки, композиции, рисунка и других художественных занятий. Уже с первого класса дети здесь имеют дело с глиной и гончарным кругом, а учителя их — самые ловкие мастера Украины с множеством титулов, званий и наград — Михаил Китриш, Василий Омеляненко, Николай Пошивайло и другие.

На территории Коллегиума, который также является центром создания серьезных керамических изделий (правда, не на продажу), есть два так называемых горна — гончарские печи. Одна из них — более современная, другая — традиционная, она находится в земле и по технике создания копирует древние горны. Титулованный гончар Николай Пошивайло рассказывает, что печь разжигается в течение 12 часов, нагреваясь до 800—1000 градусов. В течение этого времени в ее недрах выжигаются изделия. «А как вы определяете температуру?» — поинтересовался кто-то из журналистов, ища глазами на вовсе не современном приборе температурные датчики. «По огню», — заверил потрясенную аудиторию опытный мастер. Перед началом обжигания печь со всех сторон окуривают специальными травами — чтобы отогнать злых духов. Это, ясное дело, традиция не современная, но живая. А вытягивают готовые тарелки-кувшинчики из горна через два дня, когда печь и изделия остынут.

Для росписи керамики в Опишне используют органические краски, изготовленные из ангобов, т.е. той же таки глины. Иногда, чтобы получить нужные краски, к ангобам добавляют другие вещества. Благодаря своему преимущественно природному происхождению, цвета оказываются достаточно спокойными и теплыми — преобладают нежно-голубой, бежевый, коричневый, мягкий зеленый. Основные мотивы декорирования опишнянских изделий — растительные орнаменты, реже — животные образы. Конечно, каждый из традиционных орнаментов имеет свою символику, угадать которую сегодня почти невозможно. О значении символов можно только догадываться. Опишнянские мастера допускают, что, к примеру, изображения птицы на кувшине наши предки использовали как символ жертвоприношення, чтобы не приходилось убивать живой птицы.

МАГИЯ ГЛИНЫ

В углу школьной керамической мастерской — икона. Под ней — электрический гончарный круг, обороты которого регулируются чуть заметной педалью и незначительными движениями ноги гончара. Рассказывают, что когда-то работа на гончарном круге была значительно усложненной, поскольку одной рукой приходилось его вращать. Соответственно, для лепки изделия древнему гончару оставалось вдвое меньше рабочей силы, чем современному. Сегодня все значительно проще. Но до сих пор непросто. Сложнее всего — это выставить глину на центр круга, чтобы изделие было композиционно правильным и симметричным. Признанным мастерам — таким, как Николай Пошивайло, это удается моментально, молодые же руки расходуют на это больше времени и усилий. Вообще процесс создания макитры или кувшина для непривычного к такому действу глаза представляется чуть ли не магическим: из куска глины в мастерских руках буквально за несколько минут вырастает десятилитровая макитра или стройный кувшин. А рядом с керамистами-мастодонтами — детки, которые и себе лепят — кто кузнечиков, кто лисичек, кто свистульки. У них — своя магия.

С оправданной гордостью преподаватели Коллегиума рассказывают о том, как известным опишнянским мастерам удавалось «вытянуть» (чисто гончарский термин) макитры на 40 и 60 литров. Этот процесс, откровенно говоря, сложно даже представить.

— Глина — особая. Ты «тянешь» ее вверх, а она растет как ребенок... Чем больше вытянешь и чем более тонкими будут стенки изделия, тем быстрее будет нагреваться в нем борщ, а чем более толстыми будут стенки, тем дольше пища будет хранить нужную температуру, — делится секретами гончар с бесконечным перечнем заслуг Михаил Китриш.

Гончарством Михаил Егорович занимается с 1954 года. Несмотря на слабость после сложной операции, сегодня за гончарным кругом мастер ловок и быстр. Всю свою жизнь он посвятил гончарству в наиболее аутентичном его понимании. К авангарду он относится негативно, не поддерживает, и не признает его.

— Все то, что создано согласно народной традиции, все это поддерживает культуру, дает ей жизнь. А остальное — это только зарабатывание денег, — уверен гончар.

Михаил Егорович рассказывает и об украинской гончарской школе, которая отличается от остальных мировых центров народной распространенностью, устойчивыми традициями и канонами, а также доступностью и понятностью.

Гончарством на примитивном уровне можно овладеть в течение 6 месяцев. Но речь идет только об азах, а мастерство — это уже дело настойчивости и работы над собой.

— Это и веселит и успокаивает мастера. Иногда я делаю горшок, а потом во мне что-то как перевернется... и я начинаю лепить коня с огромной пышной гривой... — восторженно говорит Михаил Егорович, а напоследок трогательно добавляет: — Прежде всего, человек должен любить это дело. Это самое главное.

Тем временем директор Коллегиума рассказывает о Международном молодежном гончарском фестивале, который проходит здесь с недавних пор. В этом году он состоялся второй раз. В конкурсной программе фестиваля участвовало 300 работ из Украины, России, Беларуси, Молдовы (в следующем году планируется участие итальянцев). Интересно, что положением о конкурсе обусловлено участие не только собственно керамических работ, но и любых декоративных, которые причастны, посвящены или связаны с гончарством.

Научный вес столице украинского гончарства придают Национальный музей-заповедник, при котором существуют также Гончарская библиотека Украины, Национальный архив украинского гончарства и издательство «Українське народознавство», а также Институт керамологии — отделение народоведения НАН Украины. Музей, основанный в 1986 году как музей гончарства, впоследствии был переформирован в музей-заповедник. С тех пор он существует уже не только для интересующихся глаз туристов, но и для любознательных научных умов.

А каждый, кто попадает в Опишню, может сам, подобно мифологическому Гнуму, который творит мир на гончарном круге, вылепить собственный мир или во всяком случае несколько лепных историй...

Маша ТОМАК, «День». Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля «Радостная Украина: Опишнянская сказка»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ