Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Леся Олийнык: Меценатов надо воспитывать

2 октября, 2009 - 21:27


Начало на 1-й стр.

Кстати, мы посылаем произведения современных композиторов и классиков, но за рубежом коллективы интересуются в основном новой музыкой. Ныне в разных странах звучат сочинения таких наших композиторов: Евгения Станковича, Валентина Сильвестрова, Мирослава Скорика, Юрия Ищенко, Владимира Губы, Левко Колодуба, а из более молодого поколения — Игоря Щербакова, Анны Гаврилец, Сергея Пилютикова, Владимира Рунчака, Кармеллы Цепколенко, Золтана Алмаши, Виктории Полевой и др. Познакомившись с украинской музыкой, зарубежные исполнители начинают заказывать нашим авторам произведения для своих коллективов. Поскольку в Украине, в отличие от других стран, пока нет практики размещать музыкальные произведения в интернете (чтобы музыканты имели к ним доступ), то эту коммуникативную функцию выполняет НСКУ. Музыка сегодня — один из наиболее развитых жанров украинской культуры. Возможно потому, что у композитора острее развито ощущение духа времени, он слышит звучание мира. Через звуки он выражает то, что его по-настоящему волнует. Например, сейчас много произведений авторы посвящают теме Голодомора (а Станкович написал потрясающий реквием — «Панахиду за померлими з голоду» еще в 1992 году, когда о Голодоморе у нас практически еще не говорили).

— До прошлого года «Панахида» в Украине почти не звучала. К ней активно обратились только в связи с 75-й годовщиной Голодомора 1932—1933 годов. По этому случаю реквием даже выпустили на дисках, но небольшим тиражом, т.е. продемонстрировали некое конъюнктурное отношение к этому гениальному произведению — «в рамках меморіальних заходів»...

— И объявление конкурса на лучшее произведения о Голодоморе — тоже конъюнктура. Композитор берется писать на подобные темы, когда у него болит душа. Ведь Шостаковичу никто не заказывал 7 симфонию, а Оливье Мессиану — «Квартет на конец времени». Так называемая датская музыка, привязанная к определенной дате, — искусственный вариант, далекий от истинного творчества. Наш Союз не реагирует на политические вызовы, а подписывает лишь те документы, которые касаются проблем современной культуры. Последние годы НСКУ обогатился многими совсем молодыми композитами. У нас очень талантливая творческая молодежь, которую, к сожалению, больше знают на Западе, чем на Родине. Впрочем, это явление характерно для многих областей нашей жизни — мы не ценим свои таланты. В Украине существует высококлассная композиторская школа, основанная на профессионализме, который развивался столетиями. ХХ век — это Борис Лятошинский и Левко Ревуцкий. Нынешние корифеи — их ученики, вырастившие новое поколение. Но государство должно осознать, каким богатством оно обладает! Я побывала на многих международных фестивалях новой музыки: звучат «километры» профессионально написанных произведений, но главное — что собственно музыка в этих километрах чаще всего отсутствует. А творчество наших композиторов выделяется именно мощным эмоциональным звучанием и образностью. Но в Украине ее мало знают, т.к. музыкальных СМИ у нас, по сути, нет, а телеканал «Культура» мало кто смотрит, и лишь на голом энтузиазме доносят крохи украинской музыки работники Национального радио и телеэфира.

— Вы думаете, что невостребованность украинской музыки связана только с недостатком информации в СМИ?

— Многие европейские страны, например, Финляндия, Франция, Швейцария, отмечают свои Дни независимости в филармониях — концертами симфонической музыки... Как говорится, «скажи, какую музыку приветствует и поддерживает государство, и я скажу тебе, каков уровень его культуры». В маленькой Финляндии на 5 миллионов жителей — 12 оперных театров и более 40 симфонических оркестров! В Швеции министерство культуры не пропустит к слушателям концерт, в котором не будет звучать хотя бы одно произведение шведского композитора. Там ежегодно выделяется более полутора миллионов евро на популяризацию современной национальной музыки. Правда, сейчас в Украине обозначились обнадеживающие тенденции: отдельные бизнесмены стали проявлять интерес к отечественной музыке. Пример меценатства — бизнесмен В.Филиппов содержит блистательный «Киев-модерн-балет» под руководством Раду Поклитару.

— Проявление меценатства — замечательно. Хотя у нас отсутствуют законы о меценатстве и гастрольной деятельности. То есть государственная политика поддержки национальной, в частности, музыкальной культуры по-прежнему слаба. В чем, по-вашему, она должна заключаться?

— Культура меценатства отражает культуру государства. Своих меценатов надо воспитывать, прежде всего, на высокой культуре. Наши Терещенки, Семиренки, Ханенки (это только ХХ век) какое искусство поддерживали? То, что осталась нам и является частью нынешней государственной культуры. А начинать надо со школы. Еще лет 20 назад каждая наша средняя школа имела свой хор. Дети знали музыку — классическую и современную. А сейчас урок музыки превратили в необязательный предмет. Мне довелось быть в Австрии на конференции по эстетическому воспитанию. Там обучают учителей премудростям оперы и балета, школьников водят в оперные театры (сначала на экскурсию) и только потом на спектакли. Когда я сказала директору Венской оперы: «Как у вас замечательно построено эстетическое воспитание!», он ответил: «Мы подходим к этому вопросу, прежде всего, с экономической точки зрения — воспитываем своего будущего слушателя, чтобы лет через пять у нас были полные залы». Например, в Каменке мы проводим конкурс памяти П.Чайковского среди учеников районных и сельских школ. Стараемся привлечь Минкульттуризма, но боимся, что в этом году снова услышим: «Нет денег»! Хотя надо всего 15 тысяч гривен, и это при том, что все кричат: «Творческие школы гибнут!».

Посмотрим на афишу Национальной оперы. Я могу назвать «сходу» 10 шедевров украинской оперы и балета, которые должны звучать на этой сцене. И когда иностранные меломаны спрашивают: «На какую постановку украинской оперы мы можем прилететь в Киев?» — что им можно ответить? Да, в репертуаре театра есть «Тарас Бульба», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка». Но помимо этого существует такая мощная оперная культура Украины, которую никто не знает! Гениальная фольк-опера-балет Станковича «Цвет папоротника», написанная более 20 лет назад, или потрясающая опера-балет «Вий» Губаренко, его же опера «Сват поневоле» — почему они не звучат? Потому что руководству театра проще пригласить зарубежного режиссера, который поставит хрестоматийное произведение мировой классики. В советское время звучало гораздо больше новых украинских опер, а сегодня это единичные случаи в репертуарных списках! Европейские театры дают жизнь своим произведениям — там не представляют, как можно не поставить свою немецкую или английскую оперу. Покойная знаменитая певица и педагог Евгения Мирошниченко за что боролась? За камерную сцену для Малой оперы. А сколько у Юрия Ищенко создано камерных опер по произведениям Чехова, или камерные оперы Владимира Зубицкого, того же Губаренко — и когда и где их поставят? Вы себе не представляете, какой у нас кладезь опер и балетов! К счастью, симфонической музыки у нас звучит больше, но ведь Национальная опера Украины — это главный оперный театр нашей страны и визитная карточка музыкальной культуры государства. Нынешний министр В. Вовкун постоянно говорит о том, что «надо поддерживать национальный культурный продукт». Так вот же он, этот продукт, берите его и давайте ему жизнь! Но что у нас ныне происходит с государственной поддержкой культуры, какие рычаги и интересы там действуют — непонятно... Знаете, о чем мечтают дирижеры национальных коллективов — Владимир Сиренко, Николай Дядюра, Роман Кофман? Чтобы Министерство культуры и туризма помогло им организовать гастроли по Украине! Сегодня их коллективы чаще выступают во Франции, Швейцарии, Италии, Японии и Китае. Точно так же, как и хоровая капелла «Думка», которая объездила весь мир, а мечтает, чтобы наладилась гастрольная жизнь внутри Украины...

Сегодня в Киеве нет ни одного нотного магазина! На ладан дышит издательство «Музична Україна», которое было в числе трех крупнейших музыкальных издательств бывшего СССР. В консерваториях и музыкальных учебных заведениях сокращают прием абитуриентов и преподавательский состав, т.к. у государства нет денег на образование. А наша молодежь создает сейчас настолько яркую и образную музыку! Ну поддержите их — издайте ноты, запишите диски... Приезжают исполнители из-за рубежа и говорят: «У вас такая богатая музыка, почему мы ее не знаем, где можно купить диски? Мы хотим исполнять произведения ваших композиторов — дайте ноты, дайте послушать их записи». А записей нет! В феврале исполнилось 120 лет со дня рождения классика украинской музыки Левка Ревуцкого. «Пиратским» образом записан Фортепианный концерт и симфония композитора, а на юбилейный концерт Минкульттуризма финансирования не выделило. Сказали, денег нет, включите этот концерт в программу какого-нибудь фестиваля. В рамках наших фестивалей звучали, конечно, его симфонии — но это все...

А вот еще один пример: Центр музыкальной информации при Союзе композиторов выгнали из помещения на Софиевской улице — кому-то это помещение приглянулось. И здание самого Союза тоже под большим вопросом: на днях мы получили извещение об отказе передать в собственность НСКУ его помещение. И куда мы только письма не писали... А если у нас заберут это здание, то Союза не будет!

Союз композиторов занимается не только творчеством, но и организацией проектов, фестивалей, конкурсов, защитой авторских прав музыкантов, а в его зале проходят интереснейшие концерты. Мы хотим показать нашей стране и миру: существует такой феномен, как украинская музыкальная культура. Люди, утверждающие, что творческий Союз — «рудимент СССР», забыли или вовсе не знают, что музыкальные цеха, т. е. профессиональные творческие объединения, существовали в Украине с XVI века. Сейчас, повторяю, в наш Союз приходит много молодых музыкантов, потому что благодаря этому они получают возможность звучать. Наше творческое содружество — это сообщество, через которое композиторы поддерживают постоянную связь с миром, стремясь выйти на мировую сцену со своим творчеством. Мы являемся членами Национального комитета Международного музыкального совета ЮНЕСКО, Международной ассоциации «Новая музыка», Международного общества современной музыки, других творческих международных организаций. А недавно Европейский союз композиторов предложил нам войти в их состав. В любой развитой стране существуют музыкальные союзы, ассоциации, объединяющие профессионалов. Сегодня некоторые наши композиторы и музыканты уже возвращаются в Украину. Процесс возвращения наладился, но его надо поддержать.

Елена ЧЕРЕДНИЧЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ