Этим летом мне довелось побывать в Гамбурге — втором по величине полисе Германии. Здесь обитают два миллиона жителей, не только немцев, но и мигрантов со всех концов планеты. Культура города отражает его космополитизм: новые граждане Гамбурга привезли на берега Эльбы собственные бытовые, религиозные и художественные традиции. И никому из них не приходит в голову требовать статуса государственного языка турецкому, арабскому или хинди. Помалкивают и русскоязычные выходцы с постсоветских территорий...
Сегодня немцы стали четко понимать, что «Украина — не Россия», и к нам, украинцам, относиться с гораздо большим вниманием, пониманием и сочувствием.
КРУГЛОГОДИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ МЕРОПРИЯТИЙ И ЗРЕЛИЩ
Сейчас, когда в Киеве театрально-концертный сезон завершился и артисты ушли в отпуска, в Гамбурге кипит активная культурная, развлекательная и ночная жизнь, и в течение одного вечера можно послушать семь-восемь поп— и рок— проектов, два-три джазовых, несколько концертов академической музыки — от любительских симфонических оркестров, камерных составов и молодежных полу профессиональных коллективов — до выступлений центрального украшения городской афиши Hamburger Symphoniker.
Главный оркестр Гамбурга, как это принято в Германии, дает симфонические концерты и сопровождает спектакли городской оперы и балета. Город находится на третьем месте после Нью-Йорка и Лондона по количеству поставленных в городе мюзиклов. Кстати, специально для «Призрака оперы» Уэббера был построен театр «Новая Флора» https://ru.wikipedia.org/wiki. В Гамбурге работает свыше 40 театров и 50 музеев различной направленности. Ежедневно у театралов есть выбор из 25 — 30 спектаклей, а в музеях проходит около 25 выставок.
ВЕЧЕРА НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ И МУЗЕЙНЫЙ КВАРТАЛ КОМПОЗИТОРОВ
Берег искусственного озера Альстер в центре Гамбурга окружен живописной набережной. По вечерам на открытом воздухе бесплатно играют и поют на склонах ландшафтных парков опытные и начинающие академические и джазовые исполнители. Между прочим, именно в Гамбурге в 1678 г. был открыт первый в Германии оперный театр, в котором молодой Георг Фридрих Гендель в 1705 г. поставил свою первую оперу «Альмира». Здесь на протяжении последних 20 лет жизни творил сын И. С. Баха Карл Филипп Эммануил.
Гамбург — родина великого композитора-романтика Йоганнеса Брамса. В этом городе провел последние годы своего земного пути и отошел в вечность Альфред Шнитке. Здесь, в одном из клубов «розового квартала» началась карьера The Beatles. В Гамбурге создан Музейный квартал композиторов (Komponistenquartier), и в домах на улице Петерштрассе, что недалеко от церкви святого Михаила, открыты новые экспозиции, посвященные известным музыкантам, оставившим свой след в истории Гамбурга. Музей Брамса, расположенный вблизи разрушенного в 1943 г. дома, в котором родился композитор, существует с 1971-го. Другие экспозиции посвящены Г. Ф. Телеману, К. Ф. Э. Баху и И. А. Хассе. Есть также выставки Феликса Мендельсона и его сестры Фанни, в замужестве — Гензель, и Густава Малера. Они разместились в Музее Брамса...
«МУЗЫКА + ТЕАТР»
Резонанс публики вызвала премьера балета «Татьяна» по «Евгению Онегину», поставленному выходцем из США, культовым гамбургским хореографом Джоном Ноймайером на музыку Леры Ауэрбах. 40-летняя композитор чрезвычайно модна на Западе, хотя родилась и жила в Челябинске. Лера в США с 18 лет, где сумела пробиться в перенасыщенной конкурентами среде.
В рамках летних оперных классов «Музыка + Театр», проведенных Высшей школой музыки и театра Гамбурга под руководством дирижера Зигфрида Шваба и режиссера Флориана-Мальте Лейбрехта, послушала оперный триптих времен первой половины ХХ века. У нас аналогом подобных проектов в некоторой степени можно считать спектакли труппы Оперной студии при НМАУ. Правда, и в студенческой опере Киева, независимо от эпохи, к которой принадлежит первоисточник, нередко ставят помпезно, как на главной музыкальной сцене Национальной оперы Украины: с массой громоздких декораций и костюмов. Впрочем, современный спектакль в наших театрах почти невозможно представить, поскольку наши оперные исполнители и слушатели воспитываются почти исключительно на музыке, написанной в ХІХ веке, и услышать произведения более раннего или позднего времени, давно считающиеся классикой на западной сцене, удается не так часто.
Гамбургский триптих состоял из одноактных партитур Мориса Равеля «Дитя и волшебство» 1925 г., Франсиса Пуленка «Грудь Тиресия» (1944 г.) и оперы «Святая Сусанна» Пауля Хиндемита, написанной в 1921 г. Шли они в названном порядке и звучали на немецком языке. Из них в Киеве дважды был поставлен Равель Ларисой Моспан-Шульгой в 1990-м и 2000-м. И Пуленк молодым выпускником режиссерского факультета столичной Музыкальной академии Дмитрием Тодорюком. Оба спектакля были поставлены в Муниципальной опере. Киевский Равель выглядел вполне традиционно. «Грудь Тиресия» — более «модерно», с большим успехом у зрителей, живо, но, к сожалению, только пять раз. Поскольку именно на такое количество спектаклей в 2010-м театр смог арендовать партитуру Пуленка у издательства Alphonse Leduc.
В Гамбурге во всех новеллах постановщики использовали «сборную» в составе молодых солистов-участников летних оперных классов, приглашенного мужского хора, женского хора Высшей школы музыки и театра Гамбурга и «взрослого» оркестра Hamburger Symphoniker. Простые, но выразительные декорации объединяли все три сюжета и выглядели скромно по украинским меркам: на сцене постоянно находились пять-шесть легких стульев и маленький стол. Задника было два: большое табло с надписью «Номер 49 — следующий», что типично для всех приемных в немецких клиниках. И уходящий вглубь сцены яркий «конус», внутри которого постоянно находились либо хористы, либо происходили отдельные сольные номера и ансамбли. «Больших», мощных голосов солисты не показали, пожалуй, за исключением певицы-кореянки На-Реа Сон. Впрочем, материал не предполагает типично-оперных фиоритур, каденций и подобных демонстраций классических вокальных наворотов. Зато интонационная и артикуляционная техника были идеальны, и скучать не приходилось: действие разворачивалось стремительно, на высоком эмоциональном накале.
РЕЗОНАНС ПУБЛИКИ ВЫЗВАЛА ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА «ТАТЬЯНА» ПО «ЕВГЕНИЮ ОНЕГИНУ», ПОСТАВЛЕННОМУ ВЫХОДЦЕМ ИЗ США, КУЛЬТОВЫМ ГАМБУРГСКИМ ХОРЕОГРАФОМ ДЖОНОМ НОЙМАЙЕРОМ НА МУЗЫКУ ЛЕРЫ АУЭРБАХ / ФОТО С САЙТА BERLINOPERATICKETS.COM
Авторы постановки объединили три драмы придуманным сквозным «сюжетом». В опере Равеля речь идет о взбалмошном, непослушном ребенке, бунтующем против родительской опеки, погруженном в мир собственных фантазий. «Грудь Тиресия» — фантасмагорическая и комическая «медицинская» история по мотивам фарса Гийома Аполлинера времен Первой мировой войны. Она о супругах, которые меняются своими природными гендерными предназначениями: она отсекает себе груди, а он беременеет и производит несметное количество детишек. В заключение цикла в опере Хиндемита использована старинная легенда о внезапно возникшей греховной физической страсти молодой монахини Сусанны к фигуре распятого Христа...
Несмотря на разных авторов, аналогии имелись в музыке всех картин. У Равеля много танцевальности, примыкающей к модным ритмам его времени: вальсу-бостону, фокстроту, галопу, канкану. Пуленк откровенно подражает звучаниям американских бродвейских мюзиклов, акцентируя легкожанровые реминисценции. Его опера наиболее живая, «бытовая», и авторы постановки поместили ее в середину триптиха, как в симфоническом цикле, в качестве своеобразного скерцо. Здесь немало комичного: вылетевшие из-под платья огромные воздушные шары-груди в момент «изменения пола» героини или загримированный «под Кончиту-2014» глава семьи после его преображения в женщину...
Престиж присутствия на премьере в городской опере и балете стоит в Европе дорого — от 10 до 200 евро. Билеты в филармонию или оперу раскупаются за много дней до назначенной даты, залы театров всегда полны.
Кстати, зал «Форум», где шел триптих, невелик, все здание Школы музыки современно. Но в нем роскошная, идеальная акустика. Это к слову о наших филармонических коммуналках и необходимости нового акустического концертного зала в столице.
Интересный опыт встретила в Гамбургском театре Kammerоper на спектакле «Травиата» Дж. Верди. Зрительный зал насчитывает всего 170 мест. Сцена имеет площадь 25 — 30 квадратных метров, в яме помещается только семь инструментов. Действие «Дамы с камелиями — Травиаты» Дюма — Верди перемещено в наше время, на сцене выставлено минимум декораций и реквизита. Исполнители замечательно поют, и великолепно играют певцы, крошечный оркестрик. В зале зрители в основном старшего возраста — молодежь предпочитает мюзиклы. Поэтому в Гамбурге возобновлен закрытый несколько лет назад, шедший десять лет подряд «Фантом оперы» Эндрю Ллойда Уэббера. Представьте: театр, в котором ежедневно, годами идет только один спектакль и который всегда полон! У нас такое невозможно, увы...
МЮНХЕНСКИЙ ОПЕРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
Оперный фестиваль в Мюнхене (Opernfestspiele) — уникальное событие культурной жизни не только Европы, но и всего мира, а сам город на юге Германии — крупнейший центр мировой оперной культуры.
Главные события разворачиваются в Национальном театре Баварии и пользуются необычайной популярностью — ежегодно на его мероприятия продается свыше 80 тысяч билетов. Дополнительно, на установленном большом экране, на площади перед театром еще 14 тысяч зрителей могут бесплатно увидеть представления. Художественное руководство фестивалем традиционно осуществляет музыкальный директор Баварской государственной Оперы.
Мюнхенский оперный фестиваль относится к старейшим театральным праздникам мира — впервые он состоялся в 1875 году! Этим грандиозным мероприятием ежегодно заканчивает свой сезон Баварская опера. По нему можно отслеживать новые тенденции, открывать певцов и режиссеров: Мюнхен сегодня является одним из законодателей оперной моды. Мюнхенский фестиваль не имеет особой специализации, как Байрейтский (Вагнеровский). У него больше сходства с Зальцбургским, программы которого весьма разнообразны, близки самым различным вкусам и отвечают требовательным предпочтениям в классической музыке. Если и говорить о каких-то тенденциях, то можно назвать насыщенность и разнообразие этого фестиваля. Важнейшим его достоинством является гармоничное сочетание классического и современного репертуаров.