Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лев КОЛОДУБ: «Каждый руководитель, придя в театр, начинает с того, что уничтожает работы своего предшественника»

7 апреля, 2004 - 00:00

— Сегодня ситуация с украинским репертуаром просто катастрофическая, — утверждает композитор Лев Николаевич Колодуб. — Оперные театры заняты лишь одной проблемой: исполнять заказы западных импресарио, учитывая пожелания только иностранной публики. Это относится и к классике, и к произведениям современных композиторов. Если посмотреть на афишу Национальной оперы Украины, то вы увидите лишь «Запорожца за Дунаем», «Наталку Полтавку», а на открытие и закрытие сезона исполняется «Тарас Бульба». А из современных авторов — всего несколько балетов. И это репертуар главной оперной сцены Украины! А что говорить про другие театры? Пожалуй, лишь во Львове не забывают о национальных корнях. В их активе опера «Моисей» Мирослава Скорика, а в Харькове недавно поставили моего «Поэта». Хотя эта опера пролежала десять лет, прежде чем была поставлена на сцене. Ее хотел ставить Стефан Турчак. Уже была начата работа, но смерть дирижера поставила крест на киевской версии. Хорошо, что харьковчане подарили сценическую жизнь «Поэту». Спектакль очень тепло принят публикой и музыковедами.

Я имею печальный опыт сотрудничества с киевской Оперой. К сожалению, там нынче очень нездоровая обстановка. В театре была поставлена опера Рудницкого «Анна Ярославна — королева Франции». Я сделал новую редакцию и оркестровку этого произведения. Дирижировал Иван Гамкало. Опера пользовалась успехом у публики. Но вскоре, по неизвестным мне причинам, спектакль сняли с репертуара. Для Нацоперы я сделал обработки двух балетов украинской классики: «Світанкову поему» Косенко и «Чарівний сон» Лысенко. Обе постановки тоже хорошо приняли зрители. Но сменился главный балетмейстер... А у нас каждый руководитель, придя в театр, начинает с того, что уничтожает работы своего предшественника.

Разговоры о том, что нет достойного украинского репертуара, что написанное не интересно нынешней публике — демагогия. Худсоветы оперных театров не слушают новых сочинений. Они не знают материала. А как можно ругать то, чего ты не знаешь? Мне кажется, что просто у тех, кто говорит о вторичности национального репертуара, рабский менталитет. Он формировался веками.

Думаю, что единственный способ спасти остатки нашей музыкальной культуры — это пойти по пути Франции, Румынии, Швеции, т. е. ввести обязательное количество произведений, которое должно исполняться государственными коллективами. Такая разнарядка сверху — крайняя мера. Но иначе все развалится. Я имею в виду не частные, а государственные театры и оркестры. Государство содержит коллективы и оно вправе требовать, чтобы национальное искусство страны развивалось. Вы посмотрите на любой зарубежный культурный центр, работающий в Киеве, — они пропагандируют свое искусство. А наши театры и оркестры, отправляясь на гастроли, везут не украинский репертуар, а иностранный. Мы тоже должны развивать и доносить свою культуру не только в Украине, но и в других странах.

Подготовила Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ