Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

То ли смеяться, то ли плакать...

23 февраля, 2010 - 19:24

Верховная Рада наконец приняла закон о налоговых льготах для отечественного кинематографа.

Итак, то, о необходимости чего не просто говорили, а кричали последние годы, произошло. По сообщению информационного агентства «ЛигаБизнесИнформ», перепечатанному «Украинской правдой», Верховная Рада сроком на шесть лет ввела налоговые льготы для отечественного кинематографа. За соответствующие изменения к Закону «О кинематографии» (относительно государственной поддержки производства национальных фильмов) №2595 проголосовал 351 народный депутат.

В частности, предусмотрено освобождение от НДС до 1 января 2016 года операций снабжения национальных фильмов их производителям, а также снабжения работ и услуг по производству таких фильмов. Кроме того, от НДС на шесть лет освобождаются операции относительно снабжения услуг по демонстрации национальных фильмов и зарубежных фильмов, дублированных на украинском языке. Также до 1 января 2016 года производители национальных фильмов освобождаются от платы за земельные участки, обеспечивающие производство национальных фильмов.

Сейчас обсуждается создание Кабинетом Министров специального счета финансовой поддержки национальной кинематографии, на который будет перечисляться сбор на развитие национальной кинематографии, затраты и субсидии общего и специального фонда госбюджета на государственные программы развития кинематографии.

Кроме того, финансовая поддержка кинематографии может осуществляться за счет благотворительных пожертвований, спонсорских средств, других источников, не запрещенных законодательством. Как сообщил глава парламентского комитета по вопросам культуры и духовности Владимир Яворивский, закон также освобождает спонсоров, выделяющих средства на производство национальных фильмов, от уплаты налогов на вложенную сумму.

В тот же вечер, как только я узнал эту новость, позвонил своей старой приятельнице-кинорежиссеру, и на одном дыхании все это прочитал. Она помолчала, а затем сказала — конечно, шутливым тоном: «Все это хорошо, но кто же мне молодость вернет?».

Мне кажется, что-то подобное на разный манер повторяют сегодня десятки кинорежиссеров, продюсеров, операторов, сценаристов. Все те, кто в течение 18 лет после получения независимости приходили в кино полные энтузиазма, свежих идей и молодых надежд — а кончили незаметными шестеренками внутри безразличной к искусству машины телевидения или вообще растворились в творческом небытии.

Если закон будет воплощен и выполнен как следует, деньги в нашу кинематографию в конечном итоге придут. А вот появятся ли новые идеи и новые имена, благодаря которым и можно будет говорить об отечественном кино как о реальности, — большой вопрос.

Напоследок — комментарий главы Национального союза кинематографистов Украины Сергея ТРЫМБАЧА:

— Вся эта история началась с апреля прошлого года, когда прошло первое чтение. И тогда Союз, для которого это, кстати, было сюрпризом, предложил создание специального счета — в сущности, фонда поддержки кинематографии. На этот счет будут поступать средства, собираемые от проката фильмов, — 5%, и даже от интернета — 1%. Это не оригинальная выдумка — это существует и во Франции, и с недавних пор в Польше, где очень эффективно работает. Это было воспринято, внесено в законопроект. И это самый большой позитив, на мой взгляд. В дополнениях к закону прописано, что фондом будет руководить совет из 20 человек, назначаемый на паритетных принципах: десять — от Кабинета Министров, десять — от Союза кинематографистов. Возможно, я ошибаюсь, но это первый случай, когда общественная организация, согласно закону, принимает участие в распределении государственных средств. Это очень правильная структура: дай власть только чиновникам — все будет разворовано, если же только творческим людям — то они красть не будут, но перессорятся, скомпрометируют дело собственной несобранностью и неконсолидированностью.

Что касается собственно средств, то уже для первого этапа назывались суммы 300—400 миллионов гривен. Я не такой оптимист: если бы в следующем году собрали хотя бы 30—40 миллионов, — уже было бы хорошо. А дальше, как показывает опыт других стран, эта цифра нарастает. Эффективность власти, опять-таки. Если будет эффективная власть, если деньги не будут разворовываться, как это делается сегодня, то тогда все сработает. Если будет так, как есть сейчас, то, ясно, будут собираться какие-то копейки, идея будет похоронена.

Еще важно, что внесены изменения к законам о налогообложении прибыли предприятий, о налоге на добавленную стоимость и даже к закону о плате за землю, — предусмотрены льготы в плате за земельные участки. Потому что сегодня, например, Национальная киностудия имени Довженко платит сумасшедшие налоги за землю — фактически поставлена на уровень казино. И, наконец, введены льготы для меценатов — им станет выгодно вкладывать деньги в кино.

В любом случае, мне кажется, что это только первый шаг. Оптимальное развитие идеи — создание институций наподобие Британского или Шведского киноинститута. В Британии и Швеции эти институции определяют практически всю кинематографическую политику. Речь не только о финансировании и производстве фильмов, но и об их рекламе и продвижении, в том числе за рубежом. Ясно, что речь идет не о коммерческой стороне, а о культуртрегерской. У нас это сейчас делает, к счастью, фонд Халпахчи, но хотелось бы видеть бОльшие усилия. Опять же, я очень умеренный оптимист, понимаю, в какой стране живу, но нужно что-то делать. История подготовки данного закона показала, что мы можем сотрудничать с чиновниками, с политиками. Мы должны отстаивать свои корпоративные интересы и лоббировать их, как это принято.

В нашей стране все непрогнозируемо, кроме того, что далеко не все законы выполняются. Радуюсь, что это наконец-то принято, с другой стороны, есть тревога, что все это опять замотают. Многое зависит и от кинематографистов — как мы проконтролируем процесс. Общественность должна следить за чиновниками. Тогда все будет нормально.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ