Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Литературная «оккупация» востока Украины

Репортаж о Книжной толоке в Северодонецке, которой завершился ряд подобных инициатив в других городах
5 сентября, 2018 - 12:44

ИЗМЕНЕНИЕ ЛАНДШАФТОВ ПАМЯТИ

В новейшую историю Украины город Северодонецк вошел благодаря двум съездам (в 2004 и 2008 годах), инициированным Партией Регионов, во время которых среди прочего обсуждались идеи сепаратизма и звучали призывы создания отдельных автономных республик в составе Украины, в чем нетрудно увидеть прообраз современных псевдогосударственных образований. На этом фоне идея ОО «Центр искусств «Арт-простір» провести Книжную толоку именно в Северодонецке выглядит не только как работа в рамках общеукраинского тренда по децентрализации литературного процесса, но и как попытка изменить ландшафты памяти и, как следствие, будущее региона.

Подобно предыдущим толокам в Мариуполе и Славянске, мероприятие проходило при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию USAID и активному участию волонтеров и местных небезразличных граждан. Некоторые из них, например, Анника Мироненко, уже принимали участие в Книжной толоке в Славянске и приехали поддержать инициативу в соседней области.

КНИГА КАК КУЛЬТУРНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

В Северодонецке состоялось три заметных культурных события: Северодонецкая книжная толока, открытая генеральная репетиция оперы «Дон Жуан» в постановке немецкого режиссера Торстена Келле и выступление «95 квартала» на главной площади города. Разумеется, последнее является культурным разве что в кавычках, но судя по количеству посетителей, массовая культура пока упрямо побеждает культуру как таковую. И не только в провинции.

В том, что информация в провинции распространяется достаточно медленно, часто проходя мимо потенциальной целевой аудитории, Северодонецк не является уникальным. Ситуация, когда с одной стороны люди чувствуют нехватку культурных мероприятий, а с другой, не замечают их, являются достаточно типичной. Этому способствует и отсутствие соответствующей инфраструктуры в маленьких городах, и инерция мышления – факт того, что в твоем городе, где не было масштабных литературно-книжных событий за все годы независимости, происходит Толока, еще нужно переварить.

Поэтому не приходилось удивляться, что вечером в последний день Книжной толоки, напомним, что мероприятие проходило в выходные дни, когда стендовые участники уже паковали книжки, наблюдался наплыв посетителей, которые жаловались на то, что не успеют купить необходимое, – люди наконец узнали, что в городе что-то происходит.

ОБНАДЕЖИВАЮЩАЯ СТАТИСТИКА

Вместе с тем за два дня Северодонецкой книжной толоки в Городском дворце культуры состоялось 57 мероприятий, в которых приняло участие 50 деятелей и посетило 1800 человек. Свои книжки представило 15 издательств: «Смолоскип», «Навчальна книга «Богдан», «Книги – ХХІ», «Discursus», «АССА» и другие. Трудно судить, являются ли эти цифры хорошими показателями, но, к примеру, в Славянской книжной толоке приняло участие вдвое больше творческих деятелей, но посетителей было гораздо меньше – всего 800 человек.

При этом характер спроса имел свои особенности. Так, например, большинство любителей печатного слова восприняли Толоку по большей части как книжную ярмарку. На мероприятиях при участии авторов посетителей было немного. И здесь картина достаточно предсказуемая: меньше всего людей было на поэтических событиях, немногим более – на встречах с прозаиками, больше всего – во время не литературных мероприятий: показа ленты «Невидимый батальон», спектакля «На грани» театра-студии им. Антонио Гауди и на мероприятиях с музыкальной составляющей. Стоит отметить, что площадки с активностями для детей два дня Толоки пользовались большим вниманием маленьких обитателей Северодонецка и их родителей.

То, что посетители отдали преимущество ярмарочной части, потому что книжка – более понятный материальный объект, нежели дискуссия, и часто не знали, кто к ним приехал, свидетельствует о том, что в Северодонецке (и не только в нем) люди больше оторваны от литературного процесса, хуже в нем ориентируются, а спрос на определенных авторов, книги или темы у них пока не сформирован. Хотелось бы, чтобы к следующей Северодонецкой книжной толоке организаторы успели изучить общественное мнение, провести соответствующие опросы, чтобы местные жители активнее принимали участие в собственно литературной программе Толоки. Если книжки любого украинского издательства можно заказать, скажем, «Новой почтой», то вероятность того, что авторы преодолеют расстояние в 15-16 часов (это только из Киева) и доедут в Северодонецк, является значительно меньшей. В то время как живое общение обычно является более действенным для построения диалога, разрушения стереотипов и работы с будущим.

ИНТЕРЕС К УКРАИНСКОЙ КНИЖКЕ ЕСТЬ

В то же время и на стендах издательств чувствовалась определенная дезориентация и растерянность. Видно, что люди не знают ни специализации издательств, ни их ассортимента. Поэтому часто фантастику спрашивали у издательств, которые специализируются на детской литературе, а детские книжки у тех, кто издает классику. Особенно развеселил вопрос «есть ли у вас какой-либо юмор» на стенде издательства «Смолоскип», на что его представители не растерялись и предложили стихотворения Вано Крюгера.

Невзирая на то, что организаторы не выдвигали языковых ограничений к украинским издателям, на ярмарочной части присутствовали лишь книжки на украинском языке. При этом среди посетителей был запрос и на книжки в русском варианте. Оно и не удивительно, учитывая языковые особенности региона. Удивляет другое – почему издатели русскоязычных украинских авторов, которые обычно меньше присутствуют на книжных ярмарках, не воспользовались случаем представить свою продукцию, ведь все расходы по пересылке и транспортировке книг Толока брала на себя.

В целом, почти все стендовые участники Северодонецкой книжной толоки отмечали, что интерес к литературе в Северодонецке есть, книжки люди покупают хорошо. Особым спросом пользовалась детская литература и книги, посвященные теме войны, АТО, киборгам. Люди часто спрашивали их на стендах разных издательств, что свидетельствует о желании выйти из зоны невидимости, осмысливать события настоящего и работать с травмами.

Общая тенденция Северодонецкой книжной толоки – интерес к известным авторам (как среди классиков, так и среди фантастов) и внимание к книжкам, касающимся украинской истории. Так, например, читатели обращали внимание на Василия Симоненко на стенде издательства «Смолоскип», но проходили мимо молодой поэзии и стихотворений Владимира Свидзинского, чья фамилия для них была менее известной. Такая ситуация опять же является типичной не только для Северодонецка и провинциальных городов, а вообще свидетельствует о необходимости публичных лекций в рамках фестивалей и толок, необходимости заполнения пробелов в культурном контексте.

Только по одному прецеденту проведения Северодонецкую книжную толоку невозможно ни хвалить, ни критиковать. Организаторы, художники, волонтеры, активисты сделали попытку нащупать культурную почву на луганской земле, и эта инициатива нашла отклик – запрос на украинскую книгу и интерес к литературе среди местного населения есть. Люди, живущие достаточно близко от границы с Россией и всего лишь в 30 километрах от фронта, не хотят чувствовать себя оторванными от общеукраинского культурного пространства. И если книжные толоки в Северодонецке, Славянске, Мариуполе и, возможно, других городах Донбасса станут постоянными событиями, это не только изменит литературную карту Украины, но и позволит украинскому Востоку наконец выйти из культурной изоляции, которая наблюдалась в течение всех лет Независимости, и с помощью культуры интегрироваться в общие процессы развития Украины.

Ия Кива, поэтесса, переводчик
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ