Книжно-литературный бомонд этот номер «Літератури- плюс» активно покупает, и в редакцию «Книжника» также весьма настойчиво звонит по телефону, чтобы узнать, образно говоря, будет ли драка?
Можно было бы и пренебречь такими сугубо корпоративными «разборками», если бы не два момента. Первый: это не первое в истории отечественной книжной журналистики (в отличие от литературной) противостояние, за которым скрывается не только раздражение по поводу появления регулярного издания, рецензирующего новинки украинского книжного рынка. Кажется, почему бы и не поговорить о качестве рецензий «Книжника-ревю», о том, какие тенденции развития отечественной книжной журналистики просматриваются за рецензиями тех, кто регулярно (подчеркиваю — регулярно, из номера в номер) появляется на страницах его, что такое издание дает библиотекарю, покупателю, исследователю рынка, автору книги и т. д и т. п. Кажется, вот и наступило время перестать просто радоваться, что такое профессиональное издание в Украине есть (к тому же его редакция еще и делает масштабные акции), вместо этого — начать спокойно сотрудничать с ним, указывая на ошибки, неточности, огрехи, неудачи. Критика должна быть, но не только такая, в тоне которой, как во всех трех публикациях «Літератури-плюс», звучит призывом: не должно быть «Книжника», не нужно нам его. И вот здесь задумываешься — а кому это «нам», и почему «не нужно»? Что это за истерически-анархическая позиция — пусть лучше не будет ничего, чем такое?
Создается впечатление, что за этими текстами и реакциями скрываются, именно так — за псевдо и бранной стилистикой статей, скрываются те, кто не только стремится разобраться, что же происходит на страницах «Книжника», но и те, кто элементарно обижен результатами акции «Книжка року-2000». Кто считает, что негласную «Who is who» в современной украинской литературе, непубличную «Табель о рангах» столичных издательств, неписанную иерархию VIP-персон, виртуальную таблицу «первых неприкосновенных» нарушили, раздав награды не тем, кому нужно было. И книги для библиотек Украины также закупят не у тех, и на дипломах в рамочках будут не те имена, и напишут в газетах не о тех...
Нетерпится спросить: неужели за годы, когда у нас появилось бесчисленное количество рейтингов, акций, конкурсов и т.д., мы привыкли, что за этим нет никакой иной реальности, кроме той, что «надо дать, чтобы было хорошо»? Неужели наше общество, в данном случае — его книжно-литературная часть, которая должна была бы вырабатывать понятие истинных и поддельных стоимостей, так и останется жить в более комфортной двойной морали? И вместо полемики, дискуссии, диалога и критики мы опять будем жить дешевыми скандальчиками, о которых так удобно точить лясы за «чашечкой кофе» или стопариком чего-то более крепкого.