Во-первых, это не просто независимый фильм, но еще, похоже, один из самых дорогих независимых фильмов в истории кино.
Во-вторых, это плод сотрудничества трех совершенно разных режиссеров: создателей «Матрицы» Энди и Ланы Вачовски и немецкого режиссера Тома Тыквера, прославившегося в свое время сенсационной картиной «Беги, Лола, беги».
Третья особенность вытекает из второй: на афише фильма окончательно зафиксирован тот факт, что режиссер, известный как Ларри Вачовски, окончательно превратился в женщину, претерпев операцию по смене пола.
И, наконец, построение этой картины. «Облачный атлас» по одноименному роману британца Дэвида Митчелла (автора интеллектуальных бестселлеров) — это шесть историй во временных и пространственных локациях, связанных между собой реинкарнацией одной души на протяжении многих сотен лет.
Проект заинтересовал голливудских звезд, очевидно, именно в силу такой драматургической необычности. Несколько основных партий (а здесь у каждого как минимум по три роли, иногда доходит и до шести) исполняет Том Хенкс, не отстают от него Холли Берри, Сьюзан Сарандон, Хью Грант, есть знаменитый немецкий театральный актер Мартин Вуттке. Список очень солидный. Думается, одним из доводов было то, что тут есть что играть: актерам, согласно сценарию, приходится перевоплощаться в героев совершенно разных времен, социальных положений, рас и даже полов. Соответственно, нашлось немало работы для гримеров, декораторов и мастеров спецэффектов.
Фрагменты настоящего — эпизоды о приключениях растяпы-издателя в приюте престарелых или о журналистке, расследующей опасные неполадки на ядерном реакторе в Сан-Франциско в 1970-е годы — снимал Тыквер. Он выступил композитором (что делает уже не впервые) и сделал это неплохо. А в отдаленном прошлом, равно как и в антиутопическом будущем, «резвились» Вачовски.
Результат вышел противоречивый: итоговый продукт хочется сравнить с лоскутным одеялом. Слишком уж разные режиссеры Тыквер и Вачовски. Каждый тянет в свою сторону. Каждый совершенно автономен. Местами непонятно, на какого зрителя все это рассчитано. Местами сбиваются на мелодраму — это когда просто не знают, как эффектнее повернуть историю. Ну и просто громоздкий формат — почти три часа.
Чтобы смотреть это странное кино, необходимо запастись изрядным терпением. Но можно и не смотреть...