Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лучшие, любимые и только для нас!

В Национальной опере прошел бенефис концертмейстера Константина ФЕСЕНКО
22 ноября, 2005 - 19:52
МАРИЯ СТЕФЮК / КОНСТАНТИН ФЕСЕНКО И НИКОЛАЙ ШОПША

Юбилейный гала-концерт заслуженного артиста Украины, концертмейстера Национальной оперы Константина Фесенко имеет все шансы претендовать на звание самого яркого музыкального события уходящего года. Публика, заполнившая в этот вечер грандиозный зал оперного театра, по меткому выражению одного из зрителей «стояла на ушах». Конечно, отчасти сработал эффект неожиданности: ну кто мог ожидать подобного фейерверка вокалистов и вокальной музыки, редко звучащей в наших концертных залах в столь восхитительном исполнении? Ведь в афише был обозначен всего-лишь творческий вечер пианиста-концертмейстера...

Когда более тридцати лет назад талантливый выпускник фортепьянной аспирантуры Киевской консерватории был зачислен в штат оперного театра на должность концертмейстера, его коллеги по фортепьянному «цеху» однозначно решили: ну все, «кранты», музыкант заживо замуровал себя за кулисами театра! А ведь мог бы концертировать, преподавать, заниматься наукой... Работа оперного концертмейстера и правда большей частью проходит незаметно для публики, в небольших репетиционных классах, где и развернуться- то негде (как в творческом, так и в буквальном смысле). Надо подготовить с солистами их партию, сыграть весь оперный клавир (если на вес — каждый из них — килограмм-полтора). Нужно «перелопатить» тонны музыкальной «руды» исключительно для того, чтобы потом все лавры, аплодисменты достались на оперной премьере тем же вокалистам. Ну какой там сольный фортепьянный репертуар: он умирает в концертмейстере в первый же день аккомпаниаторской работы!

И многие не выдерживают. Прежде всего — колоссальной пианистической нагрузки на руки, огромного репертуара, профессионального режима. А еще — необходимости ежечасно работать с совершенно разными по творческим устремлениям вокалистами и дирижерами. Ладить с ними, «заменять» собою оркестр (на многочисленных репетициях), быть всегда в форме.

Но, с другой стороны, все лучшее, что есть в музыкальном мире нашей державы — в Национальной опере. И бенефис Константина Фесенко это безоговорочно подтвердил!

Наши талантливые певцы в своих кратких выступлениях на этот раз действительно продемонстрировали свой звездный статус. Михаил Дидык, Иван Пономаренко, Людмила Юрченко, Анжелина Швачка, Александр Востряков, Николай Шопша, Александр Гурец, Александр Дяченко и другие вокалисты выбрали для выступления лучшее из своего репертуара. Аккомпанировал всем без исключения солистам Константин Фесенко.

На редкость проникновенно звучал и смотрелся (!) знаменитый «Лебедь» Сен-Санса: его спела Светлана Добронравова, а станцевала Татьяна Боровик под фортепьянный аккомпанемент юбиляра. Ничего подобного стены театра до сих пор не видели.

В концерте прозвучали дуэты, трио, квартеты из опер, которые не представлены в репертуаре нашего театра и поэтому тем более интересны для публики. Концертное исполнение оперных фрагментов не уменьшило артистическую увлеченность солистов своими персонажами: на сцене кипели оперные страсти, публика впадала в экстаз как это и положено на оперном спектакле.

Незабываемым по силе художественного воздействия стало выступление дуэта Мария Стефюк — Константин Фесенко. Исполнив оперную арию и гениальный романс С.Рахманинова «Не пой, красавица, при мне» музыканты, очевидно, перешли ту черту, за которой начинается Совершенство. Народная артистка Советского Союза Мария Стефюк пела вдохновенно, изысканно, в состоянии божественного озарения. (Хочется даже повторить известный афоризм: шляпы долой, господа, перед вами — гений!). Ее партнер показал чудеса фортепьянного звукоизвлечения, ансамблевого слияния с солисткой, редкую по тонкости динамическую нюансировку. В этот вечер К.Фесенко предстал в качестве глубокого и стилистически безупречного интерпретатора оперной и камерно-вокальной музыки.

Профессиональная известность и авторитет К.Фесенко давно перешагнули не только «владения» оперного театра, но и границы государства. Наши известные вокалисты, работающие за рубежом, приглашают пианиста для совместной подготовки новых оперных партий, предпочитая его опыт, мастерство и талант сотрудничеству с местными аккомпаниаторами. Оплачивая при этом за свой счет его дорожные расходы, гостиницу и т. д. Он был даже приглашен как ведущий концертмейстер для постановки оперного спектакля в одном из театров Франции.

...Расходившаяся после трехчасового концерта публика сожалела только о том, что бенефисы и юбилеи, увы, невозможно повторить. Концерт оставил больше ярких музыкальных впечатлений, чем некоторые репертуарные спектакли театра. Да это и не удивительно: Константину Фесенко удалось собрать на одной сцене наших любимых артистов в их лучших партиях и порой неожиданных амплуа! А сочинения Верди, Масканьи, Беллини, Лысенко, Щедрина, Рахманинова входят в золотой фонд мировой музыкальной литературы.

Евгений КУРЫШЕВ, кандидат педагогических наук, специально для «Дня». Фото Александра ПУТРОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ