Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Львов, Европа и – мир

С 18 по 25 августа состоится II Фестиваль LvivMozArt, посвященный творчеству Франца Ксавера Моцарта
16 августа, 2017 - 10:08
АРТ-ДИРЕКТОР LVIVMOZART ОКСАНА ЛЫНИВ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Участие в LvivMozArt, которое будет проходить во Львове, примут известные музыканты из разных стран. В частности, фортепианный дуэт Яры Таль и Андреаса Гротхузена (Израиль, Германия), Саша Рекерт и ансамбль Sinfonia di vetro (Германия), Гауке Бергайде (Германия), Эдгарас Монтвидас (Литва), Ауроре Баль (Франция — Швейцария), дуэт сестер Анны и Лауры Гандлер (Германия), Юлия Мария Дан (Германия — Австрия), Тобиас Фелдман (Германия), Константин Манаев (гостевые контракты), Федеральный молодежный оркестр Германии. Привлечены к акции наши звезды, которые базовое образование получили в Украине, но живут и работают за рубежом, покоряя лучшие сцены Европы. Это, в частности, баритон Андрей Бондаренко (Украина — Швейцария), меццо-сопрано Зоряна Кушплер (Украина — Австрия), певица, композитор, аранжировщица Марьяна Садовская (Украина — Германия), бас Александр Цымбалюк (Украина — Германия), бас Игорь Царьков (Украина — Германия), сопрано София Соловий (Украина — Италия).

В целом, в афише LvivMozArt — три десятка мероприятий, которые буду проходить во Дворце Потоцких, Доминиканском соборе, соборе Святого Юра, Гарнизонном храме святых апостолов Петра и Павла, Доме ученых, Дворце Потоцких, Музыкальной академии, старом трамвайном депо, филармонии и в Театре оперы и балета. Организаторы стремятся сделать фестивальную карту картой наиболее интересных мест Львова, которые всегда хочется показывать гостям и в то же время слушать классическую музыку.

— Это будет художественный проект, который объединит лучших музыкантов Украины и мира, — считает Оксана ЛЫНИВ, арт-директор феста, экс-львовянка, руководитель Филармонического и Оперного оркестров города Грац (Австрия). — Напомню, Франц Ксавер Моцарт активно творил во Львове музыкальную среду. Это был известный педагог, пианист, дирижер, композитор, он основал хоровое Общество святой Цецилии, ставшее, по сути, первым музыкальным союзом города, создавшим новую европейскую традицию исполнения классической музыки. Следовательно, львовяне должны гордиться тем, что фигура Франца Ксавера причастна к истории Львова.

В программе форума — концерты, в которых будет звучать камерная, духовная, вокальная и симфоническая музыка (и не только авторство отца и сына Моцартов, но и Перселла, Баха, Генделя, Вивальди, Венявского, Лятошинского, Лысенко, современных львовских композиторов Сегина, Фроляк и Алмаши), также — конференции, выставки, а еще — интерактивные программы для детей и родителей, которые будут идти по несколько часов подряд каждый день (21—24 августа) под открытым небом на площади Музейной.

Концерт-открытие LvivMozArt при участии симфонического оркестра «INSO-Львов» и хоровой капеллы «Дударик» состоится во Львовской опере. В программе — произведения Вольфганга Амадея и Франца Ксавера Моцартов.

ПРЕДЫСТОРИЯ

В городе издавна существовала легенда о пребывании на Галичине Моцартов. Кое-кто даже утверждал, что в начале XIX в. (в 1810 г.) во Львове было основано музыкальное общество, а его основателем был отец выдающегося австрийского композитора — Леопольд Моцарт. Однако историки музыки доказали, что ни Леопольд Моцарт, ни его гениальный сын Вольфганг Амадей не имели к городу Львову никакого отношения, зато значительный вклад в европеизацию художественной жизни в Галичине внес младший сын большого Моцарта — Франц Ксавер (Franz Xaver Wolfgang Mozart, 26.07.1791—29.07.1844 гг.).

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ LVIVMOZART

Как рассказал «Дню» первый исследователь жизни и творчества Моцарта-сына — профессор Львовской музыкальной академии, основатель львовского Моцартовского общества Дмитрий Петрович Колбин, из шести детей Вольфганга Амадея Моцарта выжило лишь двое — Карл Томас (не унаследовавший художественные способности отца) и Франц Ксавер, сызмальства имевший большое музыкальное дарование. Поэтому Франц Ксавер Вольфганг стал для матери единственной надеждой, что слава его отца пойдет за ним через всю жизнь. Именно поэтому она наняла ему прекрасных преподавателей по игре на фортепиано, композиции и пению: это были пианист Йоганн Гуммель (ученик В. А. Моцарта), композиторы Зигмунт фон Нойкомм (ученик И. Гайдна) и Йоганн Георг Альбрехтсбергер (один из учителей Л. В. Бетховена), «печально известный» Антонио Сальери, учивший мальчика петь, и другие. И именно поэтому, убедившись в блестящих музыкальных способностях сына, она решила назвать его еще и Амадеем. Но ее надежды не оправдались, ведь разве можно клонировать талант? Франц Ксавер всю жизнь прожил, словно в тени гениального композитора: Моцарт-отец создал 626 произведений, а сын — 30 опусов. Хоть он был талантливым непревзойденным пианистом — уже новой эпохи, нового стиля (не классического, скорее — романтического), в отличие от отца, он не был гением, и это его очень огорчало.

«ЛЕМБЕРГСКИЙ МОЦАРТ»

— Разностороннее образование действительно способствовало успешной дальнейшей художественной деятельности Франца Ксавера Вольфганга Амадея Моцарта, — подчеркивает профессор Дмитрий Колбин, — ведь он стал и композитором (пусть не такой величины, как отец), и отличным концертирующим пианистом, и дирижером, и хорошим педагогом и организатором». А перед приездом в Галичину «лембергский Моцарт» (именно так позже называли его западные моцартоведы) уже имел опыт фортепианных выступлений и компоновки музыкальных произведений в разных жанрах.


В. А. МОЦАРТ-СЫН. ЗЕРКАЛЬНАЯ ЛИТОГРАФИЯ ЙОЗЕФА-ФРАНЦА ГАУШТАЙНА С ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАРЛА ШВЕЙКАРТA (1825 Г.). ЛЬВОВСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.

Переехал 17-летний юноша из столицы (Вены) в глубокую провинцию (в имение Виктора Баваровского в с. Подкамни, что недалеко от Рогатина), потому что, как следует из писем самого Франца Ксавера к приятелю в Вену, «ко мне дома относились не наилучшим образом. С 3-летнего возраста использовали в качестве самого старшего, хотя я был самым младшим. В доме матери я был чужим, и все, что нужно для жизни, добывал сам, и то меня притесняли. Богатый польский граф, ища мастера фортепианной игры, предложил мне чрезвычайно выгодные финансовые условия, если я соглашусь...»

Франц Ксавер тогда и не подозревал, что, прибыв в Галичину по контракту в качестве гувернера, частного учителя, задержится здесь аж на 30 лет (1808 — 1838 гг.) и проведет на Львовщине (и во Львове в частности) наибольшую и самую плодотворную часть своей жизни. После трехлетнего пребывания в семье Баворовских, он год учительствует в семье камергера графа Янишевского в Сарках около Бурштина, а также в семьях Потоцких, Чарторийских и Сапег. А еще через год (в 1813-м) обратным адресом на его письмах к семье и друзьям указан «Львов». В эти годы, отмечает профессор Колбин, Моцарт-младший скомпоновал ряд фортепианных, ансамбльных, вокальных произведений, выступая во Львове как пианист, а также со скрипачами К. Липинским, Ф. Мазасом, Й. Качковским и др.

В 1818-м Моцарт отправляется в почти четырехлетнее турне по странам Европы, концертирует в 69 городах, а затем опять возвращается во Львов, и этот период, по мнению исследователей, становится самым продуктивным в его жизни. В октябре 1826 года Франц Ксавер основал Хоровое общество им. святой Цецилии. Оно стало первым музыкальным обществом во Львове европейского образца, о деятельности которого одобрительно отзывалась тогдашняя пресса. Общество положило начало традициям развития в городе хоровой музыкальной культуры и общего подъема художественного профессионализма до европейских критериев. Именно этот хор 191 год назад, 5 декабря 1826 года, в 35-ю годовщину смерти Моцарта-отца, исполнил «Реквием» в честь его светлой памяти. Коллектив и в следующие годы исполнял это и другие произведения Вольфганга Амадея Моцарта, а также Галлюса Медерича, Гайдна и самого Франца Ксавера — при участии театрального оркестра во главе с Каролем Липинским.

ЛЮБОВЬ КСАВЕРА

Похоже, самым счастливым и судьбоносным для Моцарта-младшего стало его длительное знакомство с семьей губернского советника итальянского происхождения Людвига Каетана Бароне Кавалькабо, жена которого — графиня Йозефина ди Кастилене была певицей, меценатом, совладелицей хора Общества св. Цецилии, а возможно, предполагают исследователи, — и возлюбленной Франца Ксавера, из-за которой он и задержался на столько лет в глухой провинции. Дочь супругов Кавалькабо — Юлия была ученицей Моцарта и впоследствии выступала в концертах со своим наставником (позже о ее произведениях одобрительно отзывался сам Роберт Шуман). Франц Ксавер много лет проживал в собственном доме Кавалькабо в бывшем Иезуитском переулке (ныне — ул. Гнатюка. К сожалению, дом не сохранился). Анализируя произведения Моцарта-младшего именно этого периода, исследователи предполагают, что эти годы были самыми романтичными в его жизни (о любви Франц Ксавер пишет и в своем дневнике).

Некоторое время Моцарт был капельмейстером немецко-польского городского оркестра. Его деятельность на Львовщине и в самом Львове, считают моцартоведы, стимулировала развитие музыкальной жизни Львова первой половины XIX века, имела большое влияние на процессы его профессионализации и европеизации.

Последние годы Франца Ксавера прошли в Вене. Музыкальная карьера Моцарта-сына не имела продолжения в родном городе — он мало выступал и совсем не писал. В начале лета 1844 года выехал на лечение в Карлсбад (ныне Карловы Вары), где и умер. Там и похоронен.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИДЕЙ

Моцарт-младший, как и его гениальный отец, довольно рано начал компоновать и импровизировать на концертах, а свой первый фортепианный концерт написал в 14-летнем возрасте (в 1805 г.). Наибольшее число опусов были созданы им именно на Львовщине. Большая их часть написана с посвящением титулованным покровителям или какому-то событию. Особый интерес представляют его камерно-инструментальные опусы — фортепианные миниатюры, циклы вариаций, Второй фортепианный концерт Es-dur op. 25, Терцет op. 29, а также хоровые кантаты op. 28. Среди хоровых опусов из цикла кантат особенно популярной в Галичине была кантата «Первый весенний день», посвященная дочери австрийского императора Франца Йосифа — Каролине Августе. Отразился в творчестве Франца Ксавера и его интерес к украинскому фольклору — это фортепианные вариации ре-минор на тему украинской песни «У сусіда хата біла», а в других публикациях вспоминается также «Думка на руську тему».

Стиль музыки Моцарта-сына сначала определял влияние музыки отца, которого он боготворил. Но Франц Ксавер жил и писал музыку в переходный период между классицизмом и романтизмом, потому его творчество, считает Дмитрий Колбин, трудно определить в рамках какого-то одного стиля: оно содержит черты стиля «брильянт» («brillant»), сентиментализма, раннего романтизма. Как отмечают исследователи творчества Моцарта-сына, его музыка — это самостоятельное развитие моцартовських идей на пути к Шуберту.

Фигура Франца Ксавера ярко вписана в историю становления и развития профессионального и музыкального искусства Львова. С его именем моцартоведы связывают немало художественных событий, а его произведения и в наше время исполняются и приносят большое эстетичное удовольствие слушателям.

Кстати, 25 августа во Львовской опере состоится закрытие форума, а 26 августа этот гранд-концерт будет представлен в Национальной филармонии Украины — за дирижерским пультом выступит Оксана Лынив.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ