Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Любить никогда не поздно...

О премьере в Молодом театре
11 октября, 2007 - 19:11
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ПРАВО НА ЛЮБОВЬ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ХИТРОВА

Сегодня можно заметить интересную вещь: когда возникает тоска по настоящей, качественной драматургии, с яркими характерами и проблемами, актуальными во все времена, нужно посмотреть спектакли по произведениям Гоголя, Чехова, Островского...

Именно Александр Островский, которого мы хрестоматийно называем классиком русской литературы, дал материал для постановки на малой сцене Киевского академического молодого театра спектакля «Право на любовь». Неожиданностью стало еще и то, что взялась за сценическое воплощение пьесы «Поздняя любовь» режиссер-дебютант Юлия Маслак — выпускница Щукинского училища, которая, по-видимому, хорошо осознала всю театральную привлекательность драматургии Островского. Кстати, пьесы русского драматурга довольно активно ставят и в киевских театрах.

Следовательно, живой и динамичный текстовый материал, основой которого является человек со всеми его недостатками и положительными качествами, мечтами, сомнениями и способностью к самопожертвованию, диктует свои правила: актерам необходимо не только стать средством раскрытия определенных философских идей или режиссерской интерпретации представленных в пьесе проблем — они должны участвовать в настоящем психологическом театре, воспроизведя на сцене Молодого многогранные и самобытные характеры. В центре внимания — совершенно обычная, бытовая история из жизни провинции. Адвокат Герасим Маргаритов (Николай Вороненко) со своей дочерью Людмилой (Римма Зюбина) — квартиранты в доме несколько корыстной, однако доброй и беспомощной перед личными невзгодами Фелицаты Шабловой (Ирина Кравченко), у которой есть два сына — Николай (Игорь Рубашкин) и Дормедонт (Станислав Дудник). Совсем юный, несколько эксцентрический чудак Дормедонт влюблен в Людмилу. Он смешно и неуклюже докучает девушке, по- детски пытаясь привлечь к себе внимание. Николай — красавец и повеса, который хочет жить, как говорится, на широкую ногу, не имея для этого никаких оснований. Однако женщины из высшего общества проявляют к нему незаурядную благосклонность. Не зря в него влюблена трудолюбивая и нежная, по определению Островского, «немолодая девушка» Людмила. Из-за невыплаченных долгов, Николаю угрожает заключение, а спасением может стать лишь постыдный поступок, к которому его побуждает его «пассия» — кокетливая и привередливая Варвара Лебедкина (Виктория Билан). Следовательно, возникает конфликт выбора, типичный для психологической драмы: герой может попасть в тюрьму и не пойти на компромисс с собственной честью, а может украсть у Людмилы ценные документы, передав их Лебедкиной и тем самым получить от нее деньги для уплаты долга.

Однако конфликт разрешается довольно легко и неожиданно: Николай оказывается честным и воспитанным, хитрая светская дама потерпела фиаско из-за собственной нелепости и скупости, Людмила идет на большую жертву ради любви, что и позволяет ей завоевать сердце Николая. Кроме того, финал вышел настолько непринужденным, что зритель, почувствовав себя непосредственным участником этой истории, искренне радуется вместе с героями представления.

В ходе развития действия, каждый из персонажей словно существует в своем смысловом сегменте — вносит в содержание спектакля свой эмоционально-психологический оттенок и принимает активное участие в разрешении конфликта. Однако чем дальше, тем ближе к кульминационному моменту — удерживая себя в определенных игровых рамках, либо стремительно эволюционируя, действующие лица словно сходятся в одной точке. Порядочная и воспитанная Людмила, для которой Николай — поздняя любовь, готова к самопожертвованию ради него. Лишенная всякой манерности, грустная и сдержанная, спасая любимого, она будто выполняет свой духовный долг. Римма Зюбина, которая очень органична в роли Людмилы Герасимовны, несколько напоминает Соню из «Дяди Вани» в постановке Станислава Моисеева. И лейтмотив труда и жизни ради других, в большей степени, объединяет этих два характера. Иногда кажется, что следующей работой Зюбиной в этом контексте должна стать роль Сони Мармеладовой из «Преступления и наказания» Достоевского. Интересную эволюцию Николая воспроизводит Игорь Рубашкин (на самом деле, несмотря на начальное восприятие героя, он принимает едва ли не самое активное участие в разрешении конфликта). Его движение — от цинизма и безразличия, «проигрывания» своей духовной сущности — до воспитанности и смирения, вызывает исключительное расположение к герою. Хитрая и коварная госпожа Лебедкина в своем поражении выглядит милой и симпатичной. И, конечно же, сугубо комичным персонажем является Дормедонт. Его эксцентричность, эмоциональная пластичность помогает перевести драматические события в комичный контекст, а его, по существу, трагедия неразделенной любви воспринимается как гротескная шутка.

Спектакль «Право на любовь» воспринимается на одном дыхании, а его игровая динамика усиливается подвижной декорацией (художник Юлия Зауличная), при помощи которой меняются время и место событий, возникают бытовые комичные картинки, которые вкладываются в единую композиционную целостность. Кроме того, небольшие мизансцены на несколько действующих лиц, созданные ради остроумных диалогов, зачастую служат средством создания комичного. Вспомним хотя бы сцену, в которой госпожа Шаблова гадает на картах, выдумывая всяческий вздор, чтобы угодить Варваре, или диалог матери с Дормедонтом, и ее реплику «Тебя может любить одна женщина — мать, потому что чем дитя ничтожней, тем оно милее»... Кроме того, актеры поют известные песни, играют на гитаре, которая придает сценической истории особый колорит.

После завершения спектакля «Право на любовь» создается впечатление, что никто из зрителей не может остаться к нему безразличным, даже не осознавая, чем же он настолько привлекателен. В конечном счете, это задача театральных критиков: дело в том, что, основным смысловым лейтмотивом сценического произведения Юлии Маслак является, к сожалению, уникальная на сегодняшний день вера в то, что добро, милосердие и настоящая любовь способны преодолеть любые преграды. А нам так не хватает этой веры — в практическом и безумном мире, даже если впоследствии счастливый финал может оказаться иллюзией...

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ