Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Любовь или тeпленькое место?

12 апреля, 2007 - 19:23
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ДОХОДНОЕ МЕСТО» / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

В Театре русской драмы им. Леси Украинки состоялась премьера спектакля «Доходное место» по пьесе А. Островского — сценическая редакция и постановка Аркадия Каца (Москва).

Уж сколько лет прошло с момента написания пьес Островского, а они —словно про нас сегодняшних. Откуда мог знать в 1856 году драматург, когда писал своe «Доходное место», что в Украине пьеса прозвучит как актуальное произведение?

Спектакль в Русской драме получился очень изящным, даже утончeнным. Актeры сумели строки Островского не просто оживить, а наполнить вдохновением. В «Доходном месте» заняты: Валентин Шестопалов, Александр Гетманский, Татьяна Назарова, Роман Семисал, Евгений Авдеенко, Наталья Доля и др. Режиссeр Аркадий Кац подобрал гармоничный ансамбль, а это — уже половина успеха спектакля. Холодность Назаровой (Кукушкина) была очень уместна; «органично» не вписывался в компанию чиновников и подхалимов Василий Жадов (Авдеенко) — его герой получился ершистым и колючим, неуживчивым и неудобным для всех... Гетманский сыграл Юсова этаким упырем с пластикой, походкой и взглядом хищника. Даже когда пустился в залихватский пляс под весeлую мелодию песни «По улице мостовой» — всe равно был страшен...

Атмосфера спектакля как бы напоминала кружева времeн Островского — всe изящно вьeтся, связывается, складывается в замысловатый узор и заставляет невольно публику любоваться презентованным действием. Фразы пьесы — eмкие, действенные, и как музыкальные вставки — песни под гитару, игра на флейте, кабацкие пляски (балетмейстер Алла Рубина).

Сценография Татьяны Швец выглядела образно — гирлянды из конвертиков, в которых находятся пресловутые взятки, а вокруг — шахматные доски: кто кому сделает мат? Конвертики при малейшем дуновении колыхались и заманчиво подпрыгивали: вот оно — искушение. Порочен человек в своих помыслах — и денег хочет, и тeпленькое доходное местечко занять...Но режиссeр всe же оставляет зрителям надежду. Кац поставил свой спектакль о любви. И уже на этом «срезе» рассматривал проблему измерения «доходных мест».

У каждого из героев спектакля своя правда. И доказывают они еe весьма убедительно: не суетятся, не мельтешат, уверенно идя напролом к своей цели. Но проблема в том, что в этом поединке не может быть ни победителей, ни побеждeнных — герои «Доходного места» обречены на существование бок о бок. Словом, всe идет в истории по кругу: кто-то взятки берeт, а кто-то их даeт; кто-то хочет работать, а кто-то не рождeн для труда; для кого-то романтика в любви и правде, а для кого-то — в получение доходного места....

Оксана ДЕНЯКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ