Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Любовь... между медвежатами панда

Театральные эксперименты
14 ноября, 2006 - 19:59
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ПРИГОДИ ВЕДМЕДИКІВ ПАНДА...» / ФОТО ИЗ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ЦЕНТРА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ИМ. ЛЕСЯ КУРБАСА

Удачным пространством для театральных экспериментов основателя «Театра у Кошику» Ирины Волыцкой стала сцена в Центре театрального искусства имени Леся Курбаса. Именно здесь был поставлен спектакль «Пригоди ведмедиків панда, яку розповів один саксофоніст, що має подружку у Франкфурті» по пьесе современного французского драматурга Матея Вишнека в переводе Неди Нежданной.

Несмотря на некоторую чудаковатость, возможно даже легкомысленность названия, сценическое произведение Ирины Волыцкой — о серьезных и важных моментах жизни: это трагикомедия, которую можно было бы назвать «спектаклем-дуэтом», или спектаклем «на двоих». В черном кабинете (именно на такой «сценографической территории» происходит действие) встречаются двое — Он (Владимир Губанов) и Она (Лидия Данильчук), которые станут героями девяти ночей, цена которых — целая жизнь. Место встречи героев довольно неожиданное — это огромная белая кровать, где, кажется, и происходит их знакомство. Остальные предметы, с которыми играют Он и Она, являются сплошной условностью, рождаются в театральном пространстве только при помощи пластических этюдов в исполнении актеров и предназначены для того, чтобы вызывать определенные ассоциации..

Сразу можно понять, что между героями происходит определенная игра, к которой привлекаются и сами зрители, реагируя на комические текстовые пассажи, игру актеров голосом и мимикой, их неловкие «передвижения» в пределах сценического пространства. Неоспоримым является и абсурдистское начало действия, о чем, наконец, свидетельствует и само название спектакля. Однако, несмотря на модную ныне ироническую подачу определенных тематических узлов, каждая картина (одна из ночей, которую герои договорились провести вместе) воспринимается доброжелательно и даже несколько сентиментально, создавая единый причудливый, даже мистический мир.

Героиня вспоминает, как накануне первой ночи Он играл на саксофоне и читал ей наизусть Бодлера — они играют, конечно, с первой частью слова «саксофон», а также совсем не удивляются, что на самом деле герой не знает ни одной строки из Бодлера. Они отвечают на звонок в двери, что в доме никого нет, сами же устраивают «фонетический этюд», пытаясь воспроизвести звук «а» с разными чувствами: когда признаются в любви и делают комплимент, когда умоляют остаться, или стремятся к разлуке. Кстати, такой этюд может быть использован как своеобразный тренинг для подготовки актеров. В спектакле же слушать единственное только «а» героев, кажется, можно бесконечно. Впоследствии фонетическая игра «перерастает» в невербальное общение, ведь кое-где слова и звуки в отношениях двух людей теряют смысл (также может восприниматься как определенное апеллирование к театру абсурда, нарушение постулатов информативности общения).

Довольно трогательно воспринимается и картина воспоминаний детства главного героя: в честь рождения каждого из детей в его семье, отец садил дерево, причем впоследствии возле дома вырос сад из абсолютно разных деревьев. Его деревом была почему-то яблоня. Теперь дети покинули родной дом, а мать вынуждена общаться с деревьями, ухаживая и следя за их развитием. В этом небольшом сценическом фрагменте — сочетание абсолютно различных смысловых спектров — и восточная философия, и морализаторство на тему подмены ценностей, и просто понятная и красивая метафора.

В одной из сцен героиня, имитируя беременность, выдумывает удивительную историю о рождении маленького существа, которое принесет множество подобных, которые герою нужно будет кормить каждые три часа. И все эти выдумки разделены затемнением и паузами в спектакле, шумом дождя, что настраивает зрителя иногда на философский, а иногда и на лирический лад. А еще — голосом из реальности: время от времени в иллюзорную, необычную атмосферу действия врываются реплики телефонного ответчика — бытовые, банальные, реалистические. Но несмотря на некоторую абсурдность зрелища, определение основной темы спектакля не вызывает никакого сомнения: лейтмотивом «Пригоди ведмедиків панда...» является любовь — неожиданная, эфемерная, любовь вне времени, пространства и... жизни. Ведь герои существуют не только в реальном, но и потустороннем мире, в котором Он мечтает быть медвежонком панда, а любая мечта имеет право на жизнь.

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ