Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Маг из Буковины

21 июня, 2011 - 19:53
«НЕБИЛИЦЫ ПРО ИВАНА» ПО-ЛЬВОВСКИ: СОЧЕТАНИЕ КОМЕДИИ, ФАРСА, ДРАМЫ, ТЕКСТА С ПОДТЕКСТОМ. ЩЕДРО ОБЫГРЫВАЯ ПРИСКАЗКИ И ПОГОВОРКИ, ЗАНЬКОВЧАНЕ СДЕЛАЛИ НА СЦЕНЕ ДОБРОТНЫЙ УКРАИНСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОКТЕЙЛЬ / ФОТО ТАРАСА ВАЛЬКО

Ходят по земле в поисках счастья-доли веселые философы. Живые, реальные, придуманные искусством, созданные народом. Их по-разному зовут: Насреддин — в Бухаре, Нестерка — в Беларуси, Швейк — в Чехии, Федот-стрелец — в России, казак Мамай — на Запорожье. У каждого народа есть свой маг. Живут они везде, обманывают господ и попов, трактирщиков и проходимцев, защищают справедливость и страждущих, смеются сквозь слезы — этим смехом и спасаются.

Так ходил по Украине и миру голубоглазый красавец Иван Миколайчук из буковинского села Чорторыя — гениальный актер, кинорежиссер, сценарист, человек, рыцарь. Недолго ходил, полюбил его Господь, забрал к себе. А Ивановы побратимы на земле воспринимают его живым, дорабатывают то, что он не успел. Вот Львовский театр им. М. Заньковецкой под руководством (друга и партнера Ивана) Федора Стригуна создал спектакль по неснятому киносценарию Миколайчука — «Небылицы об Иване, найденные в разрисованном сундуке с надписями». Это сборник украинских народных анекдотов, в которых звучит национальный характер, мудрость, поучительность, горький и мужественный смех — над собой, над людьми, над миром.

Иван Калита — народный герой. Смеется он (а мы вместе с ним) над тупым попом и падкой на любовную ласку попадьей, глупым паном, который променял тулуп на дырявый зипун, и над женщинами-воинами, столетней бабой, которой захотелось замуж, и над «филозопами» с их вечным нерешенным вопросом: что первично в жизни — судьба или деньги. Калейдоскоп этих коротких историй объединяет фигура баснописца-истолкователя. В его роли Богдан Казак — недавний лауреат Шевченковской премии — с его артистизмом, харизмой интеллектуала, учителя, руководителя. Легкой игрой, юмористическими реакциями, острым хитрым глазом он организует многолюдное условное действо спектакля.

Режиссер Вадим Сикорский материал киносценария превращает в театральную игру, балаган, что-то похожее на вертепные интермедии. Немаленькая группа красивых девушек и парней в безумном темпе и мягкой пластике создают из себя что угодно — печь, бричку, речку, мостик, ярмарку, цисарское войско. Они выталкивают вперед отдельных героев очередных интермедий к центральному персонажу — Ивану Калите, паломнику по жизни в поисках судьбы и счастья.

Долговязый Юрий Хвостенко в этой роли похож на былину при торной дороге, на крепкий и высокий дикий цветок цикорий, который не сломать, не вытащить из земли. Артист насыщает свои действия множеством смешных деталей. Скажем, представляя судью в очках, протирает не стекло, а собственный глаз, втыкая палец сквозь пустую оправу. А еще он играет на волынке — это Иваново дыхание, скуление больной души, свист смеха. Ему вторит на сцене народный оркестр мотивами буковинских танцев, припевами Коломыи, ритмами разных движений, скрипами воображаемых дверей (композитор Иван Небесный).

Не стоит искать в этом киноспектакле психологических узоров. Действуют типы, маски, вертепные куклы с психологически точными реакциями в стихии народной смеховой культуры. Существуя на высоком уровне сценической культуры, молодежь и мастера Театра им. М. Заньковецкой знают меру в комедийных преувеличениях. Даже в стыдных моментах, которые присутствуют в народном юморе, они существуют на грани фола, избегая пошлости и сальности.

Миколайчук собрал и смонтировал немало анекдотических прибауток родного края из расписанного сундука. И все об одном — как достойно выкрутиться человеку из экстрима действительности и где его судьба. Этих присказок может быть больше или меньше, спектакль может пульсировать в размерах и времени. Пока вот еще одна шутка, из Надднепрянщины: возвращается чумак на волах из Крыма домой, соль везет, полный воз. Степь широкая. Дорога торная. Верстовые столбы. Волы идут, чумак на телеге убаюкался и заснул. Волы шли-шли, уперлись в столб и стали. Чумак проснулся: «Вот чертова теснота!»

Здесь вся наша украинская ментальность. Как и в спектакле заньковчан, как в сценарии Миколайчука, как в его творческой и человеческой фигуре — знаковой для Украины. Точно сказано — первая половина ХХ века прошла в украинском кино под знаком Довженко, а вторая — под знаком Миколайчука! Федор Стригун утверждает, что Иван осознавал свою миссию на Земле — дали тебе народ, отец и мать талант и красоту, так отдай их людям, служи своей родине, народу, нации. И нам бы так, не очень талантливым и не очень красивым, рядовым, жить по этому образцу, который засветил нам Иван из Буковины.

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ