Кто сказал, что современная европейская пьеса, да еще и написанная в стилистике литературы абсурда, скучна и малопонятна для неподготовленного зрителя?.. Чтобы убедиться в обратном, стоит посмотреть последнюю премьеру Молодого театра «Пока мама не пришла» по пьесе современного французского автора Реми де Воса «Пока смерть не разлучит нас», созданную совместно с французским культурным центром и Посольством Франции в Украине.
Кажется, что может быть наиболее печальным, чем смерть, и наиболее циничным, чем похороны в ритме... сальсы? А зритель смеется от души... Едва ли многолетнее непонимание матери и сына сулит воодушевление... Но именно этот факт помогает расставить жизненные акценты. И найдется ли более тотальная случайность, нежели брак старых друзей? А ведь эта линия в спектакле французского режиссера Кристофа Фетрие по-настоящему лирична и психологически оправдана.
Парадокс за парадоксом в исполнении актерского трио — Виктории Авдеенко в роли Матери (кажется, после «Маринованного аристократа» актриса окончательно утвердила свои возможности работать в стилистике театра абсурда), Кирилла Бина (в роли Симона, приехавшего на похороны бабушки), и Риммы Зюбиной (в роли Анны) в течение часа и пятнадцати минут (и над созданием спектакля работали всего-то месяц!) создали для зрителя ироничную комедию. А, кроме того, яркую, насыщенную, неожиданную и зрелищную, не смотря на то, что зрелищность в основном и достигается посредством актерской работы — декорацию составляю лишь вазы с розами, имитирующие условный розарий. Ах да, еще одним (простите за очередной циничный комментарий) комичным действующим лицом спектакля является урна с прахом кремированной бабушки, с которой, собственно, и рождается эта черная комедия. Ведь, возможно, автор и режиссер могли бы предложить сюжет обычной мелодрамы про взаимоотношения и чувства, если бы... потенциальные влюбленные случайно не разбили урну, если бы им не пришлось ее прятать, и, наконец, если бы... мама не пришла. Но в тщательно, хотя и с легкостью сплетенную паутину комизм, проникают довольно серьезные смысловые акценты: именно смерть бабушки помогла понять быстротечность жизни, разлука с матерью и ее ценность, а обретенная любовь расставить жизненные приоритеты.
И снова хочется вернуться к актерским работам, ведь текстовые пассажи, характерные для драматургии абсурда со свойственным этой стилистике нарушением неких обязательных постулатов общения и актерское воплощение всего перечисленного — два основных «кита», на которых держится действие. Кажется, актеры не просто работают с душой — они наслаждаются диалогами, подключая при этом нестандартные невербальные средства: чего только стоят конвульсивное шатание головой Мамы-Виктории Авдеенко, или растерянная, глупая и, в то же время, какая-то искренняя, застывшая гримаса Риммы Зюбиной-Анны.
Можно справедливо отметить, что именно актеры в пух и прах (да-да, в прах!) развеяли стереотип о несостоятельности современной европейской пьесы на украинской сцене. И сделали это очень легко. Играя и повторяя слова. Повторяя, играли в слова. Экспериментируя, играли. Словом, стоит, очень стоит прийти в Молодой театр и... подождать маму. А за сальсу в финале, зажигательно исполненную прекрасным актерским трио, — отдельное «браво» публики!