Загадочное имя Мамай появляется на картинах достаточно поздно, ориентировочно с середины XIX века (самые давние датируют серединой XVII века) на так называемых картинах со сценами гайдамаков. Об этом «Дню» рассказали в Национальном художественном музее. Вообще словом «мамай» в Украине называли «каменную бабу в степи» либо «бродягу, разбойника или казака». Выражение «пойти на мамая» значит «пойти, согласиться на рискованное дело». Загадочности картине прибавляет еще и то, что она по композиции своей каноническая, то есть сюжет каждого произведения повторяется — на каждом можно увидеть казака с бандурой под деревом в окружении определенного набора предметов — оружия, сумки, штофа и рюмки. Каждый из этих предметов имеет свое символическое значение.
Другая разновидность — это «Казак-душа правдивая». На этих картинах казак отложил бандуру и держит руки в загадочной позе. По одной из версий, казак «вши бьет». В распространенном варианте шутливой надписи (а надпись для этой картины — важная и неотъемлемая часть) сказано: «Козак — душа правдивая, сорочки не має, як не п’є, то воші б’є, а все не гуляє». По другой версии, эта поза пришла к нам из буддийского искусства. И действительно, образу присуща определенная медитативность и абсолютный покой, как в подобных изображениях будд и бодгисатов (тех просветленных, которые остались в этом мире для спасения других живых существ) в буддийском искусстве. Кстати, одна из версий появления композиции «казака-бандуриста» связана с калмыками, которые в XVII веке были союзниками казаков против татар. Калмыки были буддистами и возили с собой разнообразные буддийские фигурки.
До сих пор ученые ломают копья над проблемой происхождения композиции «казака-бандуриста». Версия о связи с буддийским искусством не единственная. Некоторые ученые связывают это произведение с событиями казацких войн и восстаний гайдамаков, другие — с развитием культуры барокко и ее принципом сочетания несовместимого (активного воина и мирного задумчивого музыканта-бандуриста). Кроме того, параллели с образом казака-бандуриста ученые находят в скифском искусстве Сибири и искусстве народов Алтая, а также связывают с обрядом погребения или обрядами инициации.
Достаточно сложно доказать, то ли «казак-бандурист» является произведением сугубо местного происхождения, то ли межэтнические контакты повлияли на его появление, закодирована в нем какая-то информация или нет, но образ его неоспоримо является одним из украинских символов.
Изображения предоставлены Национальным художественным музеем Украины