Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Маршал песни»

25 апреля известный композитор советской поры Василий Соловьев-Седой отметил бы 100-летний юбилей
24 апреля, 2007 - 20:33
ВАСИЛИЙ СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ

Будущий композитор родился в Петербурге в семье Павла и Анны Соловьевых. Его жизнь достойна голливудского сюжета: сын дворника и горничной стал одним из самых любимых композиторов бывшего СССР.

В начале Второй мировой войны многие политработники упрекали Владимира Павловича за излишнюю лиричность его песен. Но Соловьев-Седой говорил: «Грусть и печаль могут быть не менее мобилизующими на фронте, как и оружие». Песни Соловьева-Седого пели не только на передовой, но и в тылу, а слова легендарной песни «Вечер на рейде» моряки выстукивали азбукой Морзе. На фронте В. Соловьев-Седой получил даже звание «маршала песни», которое композитору присвоил маршал Георгий Жуков.

Песни Василия Павловича Соловьева-Седого выдержали испытание временем... Они были в репертуаре ведущих певцов не только бывшего СССР, но и таких зарубежных знаменитостей как легендарная Марлен Дитрих и популярный «чешский соловей» Карел Готт...

В 1948 г., когда после Постановления ЦК о «Борьбе с формализмом в музыке», Соловьев-Седой сменил на посту опального Дмитрия Шостаковича, именно Василий Павлович спас многих музыкантов той поры от репрессий. Но при огромной популярности, близком знакомстве с сильными мира сего, в жизни Соловьева-Седого было немало и драматических страниц. В последние годы жизни композитора был период, когда его песни фактически оказались под запретом и не звучали в эфире. Как считают родные маэстро, именно это подорвало здоровье Василия Павловича...

«СЕДОЙ»

Двойная фамилия композитора закрепила давнюю кличку Василия — «Седой». С легкой руки отца, называвшего сына «Седеньким» или «Седым» из-за того что у Васи сильно выгорали от солнца волосы, прозвище «Седой» подхватили мальчишки двора и с детства Василия так и стали называть все знакомые. С семи лет и до самой смерти Соловьева-Седого продолжалась дружба с Александром Борисовым (в будущем известным актером Театра драмы имени А. Пушкина), пишет nostalgie.ru. Ребята жили по-соседству. В их доме жил виолончелист оркестра Мариинского оперного театра Н. Сазонов, благодаря которому Василий впервые приобщился к большому искусству. Соловьев-Седой вспоминал, как был потрясен, услышав знаменитого баса Федора Шаляпина в операх «Борис Годунов» и «Севильский цирюльник». А к фортепиано Василия приобщило немое кино. В доме, где жили Соловьевы, открылся кинотеатр «Слон»; заметив у экрана диковинку — пианино, Василий упросил киномеханика разрешить ему попробовать клавиши и быстро подобрал по слуху «Светит месяц». Восхищенный механик позволил ему ежедневно по утрам присаживаться к инструменту, а Василий взялся таскать киноленты, помогал их «прокручивать», убирал зал.

Василий Павлович утверждал, что те занятия помогли ему импровизировать, играя в кинотеатрах, затем выступая в художественной студии сопровождая уроки гимнастики, а позднее и на радио — сопровождал передачи радиогимнастики...

Свое музыкальное образование Василий продолжил в Третьем музыкальном техникуме, где занимался на композиторском отделении вместе с Никитой Богословским. В 1931 году их курс перевели в консерваторию.

Впервые Василия Павловича заметили как композитора-песенника на ленинградском Конкурсе массовых песен в 1936 году: первой премии удостоили «Парад» на слова А. Гитовича и «Песню о Ленинграде» на слова Е. Рывиной. Песни Соловьева-Седого запели известные певцы: Ирма Яунзем в 1935 году на Декаде советской музыки в Москве спела его песню «Гибель Чапаева». Путевку в жизнь дал Леонид Утесов, впервые исполнив «Служили два друга» и «Казачью кавалерийскую».

...22 июня 1941 года началась война, а уже на следующий день поэтесса Л. Давидович принесла Соловьеву-Седому стихи под названием «Застава дорогая». 24 июля Соловьев-Седой сочинил мелодию и в тот же вечер песня уже звучала из репродукторов. Новая песня «Играй, мой баян» пришла на смену исполнявшейся до войны Марком Бернесом песне «Тучи над городом встали». В период Второй мировой войны Соловьев-Седой создает много песен: «Вечер на рейде», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк», «На солнечной поляночке», «Не тревожь ты себя, не тревожь» и другие.

В послевоенные годы Василий Павлович написал песни для кинофильмов: «Небесный тихоход», «Первая перчатка». В 1947 году он был удостоен вторично Государственной премии за песни «Давно мы дома не были», «Стали ночи светлыми», «Пора в путь-дорогу», «Едет парень на телеге«(первый раз Соловьев-Седой был удостоен Государственной премии в 1943 г.).

В 1945 году композитор сочинил песню «Где же вы теперь, друзья-однополчане». От нее пошел цикл «Сказ о солдате», который впервые исполнила супер популярная в тот период певица Клавдия Шульженко.

«ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА»

Как родилась песня, которую иностранцы называли «визитной карточкой Советского Союза»? Однажды композитору заказали музыку к фильму «В дни спартакиады». Это была хроникально- документальная лента, репортаж, который два режиссера монтировали из кадров, отснятых десятью операторами. Маэстро и режиссер остановились на шести сюжетах, из которых пять были связаны с песнями. Слова для всех должен был написать М. Матусовский. Для «Подмосковных вечеров» он принес четыре куплета — обращение к милой тихим подмосковным вечером, когда «песня слышится и не слышится», а «речка движется и не движется, вся из лунного серебра». Именно музыка приняла на себя основную эмоциональную нагрузку. Песня так понравилась, что она звучала из всех репродукторов, а вскоре к «Подмосковным вечерам» пришла мировая известность. К мелодии Соловьева-Седого стали дописывать тексты на разных языках, порой даже изменяя смысл песни...

«Подмосковные вечера» сочинялись на даче и первым слушателем стала жена маэстро — Татьяна Рябова. Поначалу Василий Павлович не оценил свой шедевр. Он не пошел на Международный конкурс песен, проводившийся на Всемирном фестивале молодежи в Москве летом 1957 года, где исполнялись его «...вечера». Соловьев-Седой признавался, боевое крещение произошло на фестивале песни «Если бы парни всей земли», на котором его сочинение получило первую премию. После фестиваля песню запели по всему бывшему CCCР...

В 1958 г. в Ленинград приехал лауреат первой премии Первого международного музыкального конкурса имени П. Чайковского Вэн Клайберн. Он зашел в Дом композиторов, чтобы отдохнуть среди советских коллег. В шутку Соловьев-Седой сыграл с американцем в четыре руки «Подмосковные вечера». И каково было удивление Василия Павловича, когда слушая прямую трансляцию прощального концерта в Москве, на бис Вэн Клайберн исполнил «Подмосковные вечера». Это прозвучало в удивительном фортепианном изложении. Соловьев-Седой считал, что клайбеновская вариация способствовала тому, что песня стала очень популярна среди иностранцев.

С конца 50-х годов «Подмосковные вечера» играли и пели стар и млад. В тогдашней печати публиковались информации из- за рубежа:

«Брюссель. Известный джазмен Кенни Болл перед отлетом в Лондон случайно услышал по радио песню в исполнении венгерского ансамбля и, не уловив названия, тут же набросал мотив на обороте авиабилета. В Лондоне Болл сделал джазовую аранжировку и выпустил пластинку с записью под названием «Полночь в Москве»: пластинка разошлась в количестве трехсот тысяч экземпляров».

В США песня исполнялась в трех инструментальных вариантах, а во Франции «Подмосковные вечера» включили в программу радио со стихами, обращенными к далекому другу с берегов Москвы-реки. В Бразилию песню привезла из СССР бразильская фольклорная группа «Фарропинья», и там тоже запись на пластинке передавало радио с такими примерно словами: «В Москве тебя встретят не только снега и ели — там много солнца и тепла. Но прекраснее всего там вечера»...

Кстати, на конкурсе «Неаполь против всех», в течение тринадцати недель на сцене театра «Делле Витторио«(в Италии) шло соревнование лучших песен мира и знаменитых неаполитанских песен в исполнении таких знаменитостей как Марио дель Монако, Джильолы Чинкуетти, «Подмосковные вечера» в исполнении украинского тенора Анатолия Соловьяненко получили премию. «Для нашей страны это совершенно невероятная вещь», — писала об этом итальянская газета «Паэзе сера»...

В 1959 году В. П. Соловьеву- Седому присуждается Ленинская премия за песни «В путь», «Версты», «Если бы парни всей земли», «Марш нахимовцев» и «Подмосковные вечера». В драматическом и кукольном театре композитор оформил музыкой двадцать четыре пьесы. В кино был автором музыки более чем в пятидесяти фильмах. Композитором создано несколько песенных циклов: «Сказ о солдате», «Северная поэма», «Светлая песня», «Мои современники».

...Последние годы своей жизни композитор работал не столь интенсивно, как раньше. Одной из последних работ Соловьева- Седого, которую маэстро не успел закончить, стала музыка для кукольного спектакля по сказке С. Маршака «Терем-теремок». Композитор является автором опер: «Дружба», «Любовь Яровая», «Кружевница Настя», «Поленька»; написал музыку к балетам — «В порт вошла «Россия», «Дон-Кихот (вставные номера в одноименный балет Л.Минкуса) и «Тарас Бульба»; оперетты — «У родного причала», «Верный друг», «Брак по любви» и др.

В последние четыре года жизни Соловьев-Седой тяжело болел. Его не стало в ночь на 2 декабря 1979г. Василий Павлович похоронен в Ленинграде (ныне Санкт- Петербург).

Алиса АНТОНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ