Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Маршрутом баловня

Клоду Лелюшу исполнилось 70 лет
8 ноября, 2007 - 17:43
ЖАН ЛУИ ТРЕНТИНЬЯН И АНУК ЭМЕ В ФИЛЬМЕ «МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА» / КЛОД ЛЕЛЮШ ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

Знаменитый французский режиссер, «оскароносец», лауреат «Золотой пальмовой ветви» Клод Лелюш подошел к своему юбилею в полной рабочей форме и с громадьем творческих планов. Только что во Франции побывал в прокате его новый фильм про писательницу, парикмахершу и серийного маньяка — «Вокзальный роман» с Фанни Ардан в главной роли. Критики пишут, что эта картина во многом реабилитировала мастера после некоторых последних неудач.

Кинобиография Лелюша, впрочем, целиком состоит из взлетов и провалов, а удавшиеся задумки чередуются с самоповторами и откровенными художественными авантюрами, пишет gzt.ru. Все дело в режиссерском стиле Клода Лелюша: его конек — это произвольно, без всякой хронологии смонтированное половодье чувств под обворожительную музыку Франсиса Лея или Мишеля Леграна за кадром. Завистники, случалось, посмеивались, что сентиментальный француз всю жизнь снимает один и тот же фильм — «Мужчина и женщина». Но, скорее, этот первый и самый крупный в его жизни успех просто обозначил вечную тему, которая вот уже 40 с лишним лет не перестает интересовать режиссера: отношения мужчин и женщин. Это могут быть знаменитости, как в страничке биографии Пиаф «Эдит и Марсель», или товарищи по несчастью — больные на голову персонажи Джереми Айронса и Патрисии Каас в фильме «А теперь, леди и джентльмены...» Это могут быть разделенные войной и временем влюбленные, как в «Уйти, вернуться», или современные отец и дочь, как в «Баловне судьбы». Но можно не сомневаться, что на экране у Лелюша всегда будут высокие и красивые отношения.

Подарок к юбилею режиссер без лишней скромности сделал себе сам: трехминутную короткометражку из альманаха «Каждому свое кино». За столь ограниченное время он умудрился осветить чуть ли не весь свой жизненный путь. Поведал и про детство, проведенное на сеансах в одном парижском кинотеатре в годы немецкой оккупации, и про журналистскую юность, когда на Каннском фестивале его сразил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». (Говорят, в 1957 году будущий французский режиссер, а тогда репортер даже посетил СССР и тайком снимал документальный опус под названием «Когда поднимается занавес».) Упомянул и про то, что меньше чем через 10 лет и сам получил «Золотую пальмовую ветвь», а потом два «Оскара» — за лучший иностранный фильм и сценарий.

Триумф «Мужчины и женщины» в 1966 году был настолько оглушительным, что никто не вспоминал ни про несколько предыдущих, убыточных и разруганных прессой лент молодого Лелюша, ни про скептицизм по поводу этого проекта: дескать, кому в эпоху Джеймса Бонда нужны романтические бредни? Скованный бюджетом, режиссер мог позволить себе цвет только в тех сценах, что сняты на воздухе и при дневном свете. Остальное пришлось делать черно-белым. Но вынужденная мера обернулась художественной находкой, Лелюш выиграл одно из многих своих рискованных творческих пари: зрителю было вполне достаточно красок в тех эпизодах, где Анук Эме в светло-коричневой дубленке, а Жан-Луи Трентиньян — на красном спортивном «мустанге». Оба актера еще не раз снимались у Клода Лелюша — наряду с Ивом Монтаном, Анни Жирардо, Катрин Денев, Жан-Полем Бельмондо и любимыми женами самого постановщика. И пусть ни одному из последующих его фильмов успех «Мужчины и женщины» повторить не удалось, публика готова любить режиссера и за одну-единственную картину.

Екатерина ЧЕН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ