Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мастер и патриот

«Жить, чтобы рисовать», — таким было творческое кредо известного украинского художника, поляка по происхождению, Марьяна Маловского (1926—1993 гг.)
21 января, 2015 - 17:24
МАРЬЯН МАЛОВСКИЙ «ТАРАС-ПАСТУШОК», ГРАФИКА, 1963 Г. / ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА РОМАНА МАЛОВСКОГО

Почтить память художника собрались в 21-ю годовщину его  смерти в библиотеке Оболонской ЦБС г. Киева. Вечер открыла заведующая библиотекой Татьяна Некрич. О жизненном и творческом пути мастера рассказал его сын, литературный редактор-переводчик газеты «День» Роман Маловский.

Родился Марьян Мартынович Маловский в крестьянской семье на Винниччине, в древнем городке Тывров. Детство и юность прошли среди очаровательной поэтической природы украинского Подолья, овеянного народными легендами, богатого сказками и песнями. Это, в конечном итоге, и повлияло на формирование взглядов и вкусов будущего художника.  Талант к рисованию передался парню от прапрадеда-маляра. Фамилия его была Малевски. Как рассказывали в семье, происходила она от польского «малеваць», то есть рисовать. Профессионально обучался будущий художник сначала в Одесском художественном училище, а затем — в Киевском художественном институте.

Марьян Мартынович был портретистом, а еще его стихия — станковая и книжная графика, акварельная живопись. Принимал участие во многих художественных выставках в Украине и за ее пределами. Произведения Марьяна Маловского хранятся  в музеях и частных коллекциях в Украине и за рубежом.

На протяжении своей творческой жизни Марьян Маловский много путешествовал по Украине в составе этнографических экспедиций Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М.Т. Рыльского Академии наук Украины. Во время этих путешествий художник плодотворно работал — было выполнено много мастерских и ценных художественных произведений. Среди них зарисовки объектов архитектуры городов и сел, интерьеров домов, обрядовых натюрмортов, предметов быта. А главное — образы людей: портреты селян, лесорубов, народных умельцев, кобзарей со всех уголков страны: «Деснянська весняна повінь» (1963), «Збирачка гуцульського фольклору Фрозина Гулей» (1963), «Десь на Поділлі» (1972), «Володимир Перепелюк — кобзар із Вінниччини» (1978), «Різьбяр з с. Яворова Юрко Корпанюк» (1964), «Подвір’я вдовиці» (1960, из серии «Хати, що вмирають») и другие.

В галерее портретов мы видим жену художника — Роксолану Кардиналовскую, с которой художник прожил всю жизнь (она до сих пор  сохранила свою природную красоту и талант скульптора). Художнику повезло сотрудничать или быть лично знакомым с мастерами прошлого. Он создал портреты М.Рыльского, П.Тычины, Г.Тютюнника, А.Довженко и многих других. Кстати, портрет Довженко передает образ украинского кинорежиссера мирового уровня того времени, когда он снимал свою знаменитую картину «Земля».

Марьян Маловский раскрыл себя как интересный иллюстратор и график украинской классики — Тараса Шевченко, Леси Украинки, Александра Довженко и других.

Особое место в творчестве  мастера занимают произведения, раскрывающие тему войны. Он сам был солдатом (прошел через ее ад по военным дорогам Польши до Берлина). В серии станковых произведений художник выразил свою боль и протест против несчастий, разрухи и горя, которые несет людям проклятая война: «А завтра знову бій» (Автопортрет, 1990), «Запалала Україна» (1991), «На згарищі рідної оселі» (1980).

Интересная страница творческой биографии художника —  его книжные знаки-экслибрисы, то есть рисунки, которые владелец любой книги наклеивает на титульную страницу произведения, тем самым передавая свой внутренний мир, свое восприятие книги.

А одна из самых ярких граней творчества Марьяна Маловского — его неповторимые акварельные пейзажи. Акварели поражают четкостью и прозрачностью красок. В них отобразилась глубокая любовь художника к родному краю, его земле и небу, рекам и лесам, полям и горам. Он тонко чувствует состояние природы и мастерски передает его в своих изящных поэтических композициях — «Сонячний день» (1979, Пуща-Водица), «Карпатські стежки» (1978, село Трибушаны), «Звечоріло» (1975), «Лелеки Придесення» (1986) и другие. Его картины основаны на сюжетах, которые его самого привлекли человечностью и красотой звучания.

Марьян Маловский ушел из жизни в конце 1993 года, успев увидеть первые шаги независимой Украины. Его художественная наработка, отражающая духовный мир автора — многогранная и содержательная, прекрасная и печальная, нежная и мужественная, — долго будет жить среди людей и для людей.

Свое восхищение и творчеством Марьяна Маловского и организованным вечером в честь его памяти выразил гость из  Польши — житель Познани, пан Матейчук. На память о встрече ему  подарили книжку из серии  «Библиотека газеты «День», которая вышла  на украинском и польском языках,   — «Wojny a pokoj» («Війни і мир»)  — об взаимоотношениях Украины и Польши с самых древних времен до сегодняшних дней.

Наталья ШРАМЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ