Каждая новая публикация произведений Уласа Самчука (1905 — 1987), выдающегося украинского писателя, мастера эпической прозы (романы «Волинь», «Юність Василя Шеремети», «На твердій землі», «Ост»), творца, который одним из первых в мировой литературе изобразил трагедию Голодомора в Украине (роман «Марія», 1933), является незаурядным событием в нашей культурной жизни. Это и не удивительно — ведь наследие Уласа Самчука (а оно до сих пор тщательно не изучено учеными, ведь речь идет о десятках томов романов, повестей, рассказов, воспоминаний, публицистики) была до сравнительно недавних времен доступна только читателям из украинской диаспоры и западным специалистам-славистам. Обнародование творческого багажа Мастера стало возможным в Украине только после обретения ею независимости. Нужно добавить, что уже в 1930-е годы прошлого века творческий дар У. Самчука получил заслуженно высокую оценку зарубежных критиков, а впоследствии писателя называли среди номинантов на Нобелевскую премию по литературе.
И вот — приятная новость для всех поклонников таланта писателя. Издательская фирма «Відродження» (Дрогобыч) издала сборник малоизвестных до сих пор в Украине произведений Уласа Самчука. В книгу вошли: роман «Кулак» (1937; само его название, с точки зрения исследовательницы Ирины Руснак, «воспринимается как красноречивый словесный символ, за которым скрывается трагическое содержание коллективизации в Украине начала 1930-х годов и ликвидации кулака как вражеского класса») и лучшие образцы малой прозы Самчука (рассказы из сборников «Месники», 1932, «Віднайдений рай», 1936). Кстати, малая проза Уласа Самчука имела такой патриотический потенциал, это позволило критику О. Грицаю в рецензии «Из нашей нелегальной литературы» (журнал «Самостійна думка», 1934, №2) сравнить книгу украинского писателя с новеллами Ги де Мопассана о временах франко-прусской войны 1870 — 1871 гг. А современный историк А. Живьюк, ссылаясь на личные социологические исследования и на факты, содержащиеся в 21 томе «Літопису УПА» (Торонто, 1991), отмечает, что чувствуется непосредственное влияние художественного творчества Самчука на формирование Движения Сопротивления в Украине в эпоху Второй мировой войны.
Это по поводу рассказов художника. Возвращаясь же к роману «Кулак», занимающему основное «пространство» книги (отдельное издание этого произведения появилось в 1937 году в «Бібліотеці журналу «Самостійна думка»; в Украине «Кулак» ранее не печатался), нужно заметить, что это, с одной стороны, политически заостренное произведение, что чувствуется в эпизодах осмысления поражения украинцев в освободительной борьбе, развенчивании советофильских настроений, распространенных среди западноукраинской молодежи в 1920 — 1930-х годах, а также в мощном антибольшевистском, национально-освободительном пафосе. Однако, несомненно, в произведении есть также и мощные морально-психологические, этические, даже экзистенциальные струи. Это, по сути, роман о становлении души Льва Бойчука, украинца, простого волынянина, который в начале повествования искренне и наивно верит, что СССР — «это страна свободного труда, страна господства слабых, малых, бедняков, гонимых, ободранных, преследуемых, черных мозолистых рук, омытых кровавым потом лиц, страна искренних сердец, которым человеческое благополучие, благополучие всеобще дороже родных отца и матери, дороже традиций, родины, родной земли и всего святого».
Но жизнь, немилосердно строгая жизнь, проводит Льва Бойчука через тяжелейшие испытания (и польская тюрьма за «незаконный переход границы» — еще не самое тяжелое из них). И постепенно, не сразу (собственно, этой духовной эволюции героя и посвящен роман) открывается Льву строгая истина: свобода дается только несгибаемым! Как писал Улас Самчук: «Народ, который становится к борьбе за свое существование, народ, который кладет на весы все, чем жил и живет, народ, который жертвует кровь своих лучших из лучших — разумеется, что такой народ, если в нем есть хоть немного живой биологической силы, не может позволить себе такую слабость, как мягкость, как снисходительность к определенным обстоятельствам, как тот или иной сантимент. Только твердая, последовательная, упорная до последнего вздоха, до последней капли крови борьба». Интересно, что некоторый автобиографизм (точнее, некоторую близость главного героя к автору) «Кулака» заметила в свое время незабываемая Олена Телига. При первой встрече с Уласом Самчуком она искренне призналась ему: «Я думала, вы — гигант! «Волынь», «Кулак»... А между прочим... «Кулак». Вы для меня не «Волынь», а «Кулак». Читала его два раза... И я себе вас как раз таким представляла. Такой лев...».
Однако смысл и значение романа «Кулак» не сводятся к сюжетному воспроизведению поучительной и интересной истории о том, как из обычного, простого, небогатого волынянина Льва Бойчука вырастает предприниматель, сознательный украинец, «строитель собственной жизни». Здесь автор имеет в виду более серьезные вещи. Как определила в предисловии к рецензируемой книге Ирина Руснак, «движущей силой прогресса человечества писатель считал благородную личность, которая имеет совесть, ощущает потребность в честном труде, личную ответственность за свое бытие. Благородство — это синоним напряженной жизни, которая постоянно стремится превзойти себя, порывается к намеченным обязанностям и требованиям. Благородный человек — духовно богат, а потому никогда не опустится до материального обнищания. В советском государстве, где бедность была провозглашена самой большой добродетелью, а основным принципом счастливой жизни — равное распределение, коллективистское сознание не позволяло личности выделиться из массы. Любое другое право, кроме равенства в бедности, осуждалось как привилегия. Вот почему «Кулак» Самчука представляет собой прославление вдохновенного труда, жизненной активности европейского сорта, материальных и духовных ценностей, которые одинаково важны для художника».
Такое мировоззрение и делает книги Уласа Самчука (в частности, и ту, о которой мы ведем речь) остро необходимыми для современного читателя. И те, кто раскрывает страницы его книг, неминуемо чувствуют непоколебимый оптимизм этого выдающегося писателя, веру, вдохновившую его на слова: «Мы вернемся в свою великую, вымученную, выстраданную землю предков. Не сегодня, так завтра, не в этом, так в другом поколении; вернемся не только как живая материя, но и как живой дух, вернемся, и то прежде всего в продолжении, как творчество».