В Доме работников культуры в Донецке по-настоящему уютно и тепло. Здесь очень мало места. Но здесь все на своих местах. И все, можно сказать, пропитано лавандой и любовью — это чувствуется. В первую очередь, в отношении сотрудников Дома к своей работе, к картинам. И так было здесь всегда. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания актеров, музыкантов, писателей, художников, побывавших здесь. Многие годы этим домом руководит Майя КАЛИНИЧЕНКО, человек, который поддерживает настоящее ...в человеке, искусстве, жизни. Она искренне любит Сергея Крымского, которого для нее открыла газета «День», и жалеет, что познакомилась с его произведениями лишь перед смертью философа.
— К великому сожалению, таких домов, как наш Дом работников культуры, на бывшем постсоветском пространстве уже нет. Раньше у нас были хорошие связи с белорусским Домом искусств, с азербайджанским Домом работников культуры, с вильнюсским Домом искусств. С Москвой у нас 18 лет огромной дружбы. Но этого уже нет, только мы одни сохранились. В этом большая заслуга нашего бывшего мэра Владимира Рыбака. Потому что два года мы находились в разрухе, это был период провала, развалившейся страны. А потом, и по сей день нам помогает городской голова Александр Лукъянченко. Здание, в котором находимся сейчас, мы получили восемь лет назад. Сюда были вложены большие средства. Здесь нет никакой роскоши. Но мы ставим главную задачу, которой никогда еще не изменяли, — это бесплатный вход.
За все годы существования Дома у нас ни на одну секунду не остановилась жизнь. Нас тут всего-навсего всех творческих аж четыре человека и семь человек — это технический персонал, я и технический секретарь. Все это золотой наш актив (золотой — я подчеркиваю, и без кавычек).
Наша работа не начинается и не заканчивается только этими стенами. Очень много событий проходит совместно с нашим университетом, в котором есть блестящие, замечательные люди, объединившиеся вокруг главной идеи — ценности украинского слова. Мы совместно ведем рубрику «Україна, яку я мало знаю», главная цель которой — дарить людям радость через слово, через личность. К примеру, в рамках этой рубрики вышла уникальная книга, которую мы еще будем представлять. Книга называется «Українська діаспора: літературні постаті, твори, бібліографічні відомості». Она выдана под редакцией заведующей кафедрой украинской литературы и фольклористики филологического факультета Донецкого национального университета Веры Просаловой. Это уникальное издание, огромный труд, над которым работали люди для того, чтобы нам показать Величие украинского народа. То, что все время делает газета «День». В данном случае для нас главное — показать людям, что Украина величайшая страна, с великой культурой, великим народом. В данной книге украинская диаспора представлена новыми именами писателей и художников из Канады, Австралии, Новой Зеландии, Америки и т.д. Мы, к сожалению, многого не знаем, а это знать нужно, чтобы мы не с кулаками бросались друг на друга (я имею в виду восток и запад), а чтобы мы жили по заповедям Бога, «да любите друг друга». На то мы и люди, чтобы понимать друг друга. И поэтому мы открываем двери всем людям, всех национальностей, всем национальным обществам...
Все 60 лет наш Дом придерживается одних принципов. Это прежде всего человек с его душой и его проблемами. Потому что в этот Дом идут и с бедами, и мы как можем пытаемся помогать. Сюда идут и с радостями. Естественно, с новыми работами, с новыми книгами. И это не только наши творческие союзы.
Дом ничего бы не стоил, если бы люди не объединялись вокруг идеи — любви (я просто на этом настаиваю). А мы здесь любим людей. Сегодня мы живем в мире в большей степени приходящих ценностей, разрушающих человеческую душу. А человек, прежде всего, формируется верой и непременно культурой и искусством. Ничего больше не может быть.
— А что означает Дом работников культуры как явление? Чем он отличается от ДК?
— Разница очень простая и понятная. Дом культуры — это очаг культуры, который работает больше с кружками самодеятельности. Как правило, принадлежит какому-нибудь предприятию. Мы же Дом работников культуры, т.е. тех людей, которые создают плод литературы, театра, музыки. Это творческие союзы, организации, это театрально-зрелищные учреждения, учебные заведения культуры... Мы ни перед кем не закрываем двери. У нас на Донбассе есть Союз писателей, Союз театральных деятелей, Союз художников, Союз музыкальных деятелей, Союз архитекторов (плод нашей творческой работы — выставка картин артитектора из Енакиево Геннадия Куклашева, которая в данный момент проходит в главной галерее), музыкальная академия, университеты, училища. И вот это их Дом. Ни клуб, ни дворец, а Дом. Дом, который всегда примет и поможет. И наш Дом живет по законам дома.
— А какой самый яркий период этого Дома, самый насыщенный?
— К сожалению, каждый год насыщенный, и чем дальше, тем больше.
— Почему к сожалению?
— Я своим сотрудникам даже отдыхать не даю. Я действительно нарушаю все нормы. У нас только в ноябре на 30 дней 21 мероприятие. Причем мы не можем позволить себе делать их значимыми или незначимыми, это невозможно. Раньше мы делали 5 — 7 мероприятий в месяц, и даже столь сделать было очень тяжело. Потому что приготовить, к примеру, литературную гостиную является огромным трудом. Мы работаем с людьми, которые разрабатывают сценарии, как правило, это наша профессура. Это происходит не на уровне поверхностных знаний, а очень глубоко. И когда такой человек выходит в зал, зритель понимает, что с ним разговаривают на особом языке. Например, на наши музыкальные гостиные приходят люди, которые часто не могут позволить себе дорогие билеты на концерты, а потребность в классическом музыкальном искусстве огромная. Уже 41 год эту гостиную ведет Станислав Савари. Во-первых, он ведет ее по-человечески потрясающе. А во-вторых, с огромными энциклопедическими знаниями. Он с вами говорит, как-будто только что пил чай с Чайковским и пришел вам рассказать об этом. Не фамильярно, а с возвышенным пониманием. У нас в этой музыкальной гостиной могут участвовать все, от 15 человек до целых хоров, где 50 вокалистов.
Сцена дома хоть и маленькая, но престижная. Тот, кто делает первые шаги на ней, выходит с первым концертом, растет и продолжает нас радовать. Ведь любовь рождает любовь. У нас в Доме это слово звучит постоянно. И не просто назидательно звучат, оно идет через судьбы людей, через судьбы актеров, музыкантов, писателей, художников как нашего края, так и тех, кем гордится Украина и мировая культура.
— Дом собирает интеллигенцию. За эти 60 лет вы можете нарисовать портрет донецкой интеллигенции?
— Сегодня слово интеллигент употребляется в кавычках и с сарказмом, истинное его значение можно встретить очень редко. В вашей газете, например, это слово имеет значение истинное, верное. В Донецке очень много людей, которые являются такими. А ведь мы многих и не знаем. У нас есть такая рубрика «Представляем новые имена». Эти люди могут себя проявлять и в науке, и в промышленной сфере. И мы всех их стараемся сюда привлечь для того, чтобы расширять наш круг. Есть рабочие интеллигенты, их очень много, мы с ними очень дружим. Потому что интеллигент — это тот, кто в этом жутчайшем прагматичном мире способен проявить такие качества, как милосердие, честь, достоинство, любовь к другому человеку, принять участие в его судьбе. И таких людей, как бы ни хотелось кому-то выжечь их горячим железом, у нас много.
Если вы возьмете книгу отзывов, которая ведется с 1971 года, она уже потрепана, но вместила в себе имена великих людей — это актеры и МХАТа, и Театра им. Ермоловой, и Театра имени Пушкина, и О. Ефремов, и Д. Евстигнеев, и К. Райкин, и Б. Ахмадуллина, и Р. Рождественский и еще многие другие. Это все те имена, которыми мы гордимся. Все они писали нам, что им с нами хорошо, что они хотят приезжать к нам чаще и т.д. У нас была рубрика «После полуночи», когда после своих спектаклей к нам в гости приходили артисты. Мы их встречали и поили-кормили, общались, и это продолжалось до пяти — шести часов утра. И это общение было основано на любви и уважении человека к человеку.
Наверное, развитие Интернета и виртуального общения заполоняет не только мозги и сердце человека, но и его время и простраство. Все меньше потребности в общении души с душой. Но мы это так остро не ощущаем. Потому что у нас так много друзей, которые выросли в этом Доме и которые сегодня питают нас своим теплом...