(Отзыв на статью Петра Иванишина «Постмодерный неоцинизм, его жрецы, рабы и жертвы», «День», 11 января 2008 г.)
Рассуждая с болью о современном морально-психологическом состоянии украинского общества и предусматривая последствия всех наших кризисов в духовной сфере, Олесь Гончар в своем дневнике в 1992 году отметил: «Нормальная жизнь человечества закончилась лет 200 тому, во времена Сковороды. Приближаемся к последнему Божьему суду или уже даже вступили в его полосу. Это будет не один день, а целый ледниковый период аморальности, бездуховности».
Еще об одном грустном факте. В связи с невосприятием небывалого распространения «попсы», которая заполнила радио — и телеэфир, коммерциализации духовной жизни, в какой-то мере драматической стала и творческая судьба выдающегося украинского тенора ХХ века Анатолия Соловьяненко. Согласно воспоминаниям современников, он не мог спокойно смотреть на нарастающую в обществе бездуховность, на наступление «дикого» рынка, что также повлекло за собой его преждевременную смерть. Естественно, большой художник с болью воспринимал рождение и «расцвет» так называемой «поплавщины», которая укоренилась в современном эстрадном искусстве, рожденном рыночными условиями. Шоу-бизнес, как известно, руководствуется не высоким эстетическими идеалами и ценностями, а самыми обыкновенными меркантильно-прагматическими интересами. Ему нужны не истинные творческие таланты, а их видимость.
А разве это не парадокс, что прославленная хоровая капелла «Думка», которую старшие поколения имели возможность слушать до середины 90-х годов прошлого века в городе и селе, сегодня из-за финансовых проблем вынуждена почти постоянно гастролировать в дальнем зарубежье, лишая возможности сотен тысяч людей приобщаться к лучшим достояниям национальной музыкальной культуры? Вместо этого этот «вакуум» заполняет низкопробная продукция всепроникающей массовой культуры с ее творческими суррогатами.
А один из исследователей, анализируя противоречия в духовном развитии общества, постмодернистские проявления в украинской литературе и искусстве, о которых пишет автор статьи, а назвал все это культурой смерти, то есть упадком того, что когда-то просветляло человеческие души, помогало моральному самоусовершенствованию, побуждало к благородным помыслам и порывам.
Что бы там не говорили о минувшей эпохе, которая культивировала принципы социалистического реализма, несмотря на тогдашнюю заидеологизированность общества, оно могло приобщаться к подлинным творческим ценностям на образцах лучших духовных достижений человечества.
Лет восемь тому я слушал в одной из дискуссионных передач радио «Свобода» интересную беседу двух ученых. Говоря о потерях и достояниях культуры в период ее выведения на индустриально-развлекательное направление во всех жанрах (подразумевались различные коммерческие шоу-проекты, программы и т.д.) представитель американского континента тогда метко сказал, что массовая культура за последние десятилетия совершила «засорение» в головах людей намного больше, чем все революции вместе взятые.
А поэтому и появились на сегодняшнем литературном поприще антинациональные и антидуховные комплексы в сознании и творчестве известных нам экспериментаторов авангардных и модерных стилей в литературе и искусстве (не хочу называть их имена ради лишней рекламы), которые начали искать компрометирующий материал в биографиях выдающихся деятелей национальной культуры, таких, как Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Марко Вовчок, Леся Украинка, Ольга Кобылянская, и высказывать свои версии по поводу их личной жизни, цинично спекулируя на иногда драматических страницах биографий великих украинцев. Конечно, это делает определенную сенсацию в литературно-творческом мире и приносит «оригинальным» авторам этих исследований определенную известность и материальные дивиденды.
В условиях демократизации общества стало возможным заниматься различным экспериментаторством в сфере литературы и искусства. И ничего здесь не поделаешь. Нужно только, чтобы государство не самоустранялось от проблем, которые касаются духовного и морального здоровья общества. Оно должно постоянно быть озабоченным тем, какой будет нация в ближайшем и отдаленном будущем, как она сохранит свой генофонд, интеллектуальную силу, какие ценности будет исповедовать.
Общество, преодолевая различную исторические трудности и катаклизмы, в течение веков получило огромную духовную закалку. Оно в состоянии самозащититься от различных проявлений бездуховности и антикультуры. Однако это возможно только при условии, что государство будет лелеять истинные таланты, поддерживать их для постоянного наполнения национальной духовной сокровищницы. В это судьбоносное дело должны внести свою лепту и интеллектуалы-патриоты, понимая всю свою ответственность перед временем и потомками.
Свою высокую духовно-просветительскую миссию в этом видит и «День», наш добрый помощник в нынешней сложной жизни, который сумел ради этой высокой цели объединить вокруг себя единомышленников и предоставить им трибуну для отстаивания светлого и чистого в жизни, без чего она была бы лишена всякого смысла. Это еще раз подтверждает столь своевременная и убедительная своими правильными аргументами статья литературоведа Петра Иванишина, которая побудила также и меня к этим размышлениям.