В Польше прошла международная научная конференция, посвященная исследованиям художественного наследия на территории Силезии, Малопольши и Руси-Коронной. Ее организаторами выступили институты истории искусств двух университетов — самого старого в Польше — Ягеллонского университета (Краков) и Вроцлавского. В программе сессии «Между Вроцлавом и Львовом» обсуждались темы, связанные с исследованиями архитектурного, живописного, скульптурного, декоративно прикладного искусства, которое создавалось в течение XVI—XVIII веков.
Украинское архитектуроведение на форуме представлял заведующий кафедры архитектуры Национального университета водного хозяйства из Ровно Петр Рычков. Его доклад «Межконфессиональный трансморфизм в сакральной архитектуре Волыни от XVI до XX века» вызвал особый интерес историков и искусствоведов.
Это исследование впервые в украинской архитектурной историографии имело целью проследить и зафиксировать такие особенные, специфические явления в храмостроительстве, когда церкви или костелы под давлением общественно-политических обстоятельств изменяли свою конфессиональную принадлежность, — рассказал Петр Рычков. — В результате этих изменений храмы часто подлежали серьезным перестройкам, получая новые стилистические и композиционные черты, которые должны были отражать их вероисповедную идентичность, — или православную, или католическую.
На Волыни таких примеров было немало, и все они являются неотъемлемой составляющей нашей истории. Один из них — Успенский собор во Владимир-Волынском, который, по крайней мере, дважды изменял свой архитектурный вид.
Свято-Успенский собор во Владимир-Волынском — единственный памятник на Волыни, который дошел до нас со времен Киевской Руси. Храм построен в 1150—1160 годах правнуком Владимира Мономаха Мстиславом Изяславичем, который был удельным князем во Владимире, а впоследствии Великим Киевским князем. В этом же соборе он был и похоронен, свидетельствует Ипатьевская летопись. Храм и в дальнейшем был усыпальницей волынских князей и епископов. Он играл роль главного храма Волыни и в ХIV и в ХV веках. Собор несколько раз был поврежден и ограблен во время нападения татар, но еще больший вред ему принесла борьба двух претендентов на Владимирскую кафедру в 60-х годах ХVI века, когда один из них штурмовал епископский замочек (укрепленную резиденцию епископов) с помощью пушек.
Пострадал храм и в межконфессиональной борьбе между православными и униатами (в 1596 году, когда владимирский епископ Ипатий Потий принял унию, собор перешел к униатам) и неудачно перестраивался. Униаты переделали византийскую архитектуру храма на латинский образец. В последующие годы собор претерпел немало бед: пожар, достройки в стиле позднего ренессанса, разрушение сводов, использование в качестве складского помещения, неудачные попытки восстановления.
Лишь в 1885 году началась реальная деятельность по восстановлению древнего храма, ликвидированы более поздние его застройки. Возрождением собора мы в первую очередь обязаны деятельности Свято-Владимирского братства. В 1900 году восстановленный в формах ХІІ века собор освящен. Мстиславов храм является памятником архитектуры Украины, входит в реестр Национального культурного достояния и охраняется государством.
Не одинокими являются случаи межконфессионального трансморфизма и в ХХ, и в ХХІ веке. У всех нас перед глазами примеры перестройки культовых сооружений в спортивные залы, культурно зрелищные заведения (клубы, органные залы, филармонии, библиотеки) и даже складские помещения, а по возвращении сооружений конфессиям — обратное восстановление или перестройка, если сооружение досталось другой конфессии, что тоже случается.