Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Минский маршрут — от классики до авангарда

5 октября, 2006 - 18:37
ВАЛЕРИЙ РАЕВСКИЙ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

С 10 по 19 октября на сцене Театра имени Ивана Франко пройдут гастроли Театра имени Янки Купалы.

Дружба между этими коллективами из Киева и Минска исчисляется десятилетиями. Театралы со стажем помнят, с каким успехом выступали минчане в 1989 году. И вот — новая встреча. После нашумевших гастролей франковцев полтора года назад в Беларуси — ответный визит «купаловцев» в Украине.

История Театра им. Янки Купалы — история создания национальной актерской школы, становление белорусских театральных традиций. Здание театра было возведено в 1890 году по инициативе тогдашнего губернатора Минска князя Трубецкого. На своей сцене театр принимал лучшие московские и петербургские труппы, передвижные театры. Выступали здесь и украинские труппы под руководством М. Старицкого, М. Кропивницкого.

В 20-е годы на основе белорусской труппы «Первое товарищество драмы и комедии», возглавляемой Флорианом Ждановичем, был создан первый Белорусский государственный театр. Дата 14 сентября 1920 года стала датой рождения нынешнего Театра им. Янки Купалы.

Современный период «купаловцев» начался в 60-е годы и связан с именем известного режиссера, художественного руководителя, возглавляющего театр вот уже 33 года, — народного артиста Беларуси и СССР Валерия Раевского. Этот признанный мастер привнес в театр новый стиль, основанный на философии свободы, — свободы убеждений и свободы выражения. Яркий поэтический театральный язык, свойственный творческому почерку Валерия Раевского, изобретательная образная форма, острая проблематика спектаклей сочетаются с высоким классическим стилем и почитанием традиций. Так, многие спектакли рождались на стыке академических представлений и свежих веяний эксперимента, и результат никогда не оставлял зрителей равнодушными.

Убедиться в своеобразии творческого лица Театра им. Янки Купалы киевляне смогут, познакомившись с восьмью их лучшими спектаклями. Мистерия «Сымон-музыка» создана по поэме Якуба Коласа и считается сокровищницей белорусского языка, наполненной музыкой слов. Из исторических преданий родился сюжет спектакля «Черная панна Несвижа», поставленный по пьесе известного современного белорусского драматурга Алексея Дударева. Это рассказ о роковой любви Барбары Радзивилл и польского короля Жигимонта. Историческую тему, правда, уже Римской империи продолжит спектакль «Ромул Великий» Ф. Дюрренмата. Оттенок мистики присутствует в комедии «Чичиков» по Гоголевской поэме «Мертвые души». Постановщик В. Раевский, переосмысливая классику, придает ей современное звучание, делая Чичикова знаковой фигурой начинающейся эры бизнеса. Музыка и пластика царят в ярком фантастическом действе «Ивонна, принцесса Бургундская» В. Гомбровича...

Оказывается, Чехова можно сыграть без слов, и это попробовали сделать минчане в спектакле «С.В.» по пьесе «Вишневый сад». Классический «Вишневый сад» трансформируется авторами постановки в «Сад вишневый», отсюда «С.В.». В спальном вагоне поезда Раневская приезжает из Парижа и в нем же возвращается туда в финале спектакля.

Прошедшая когда-то по всем советским театрам пьеса «Вечер» А. Дударева, конечно же, должна быть в репертуаре белорусского театра. Тема, актуальная во все времена. Одиночество стариков, которые давно забыты своими детьми…

Особенным подарком для украинских зрителей станет то, что белорусы решили два раза показать спектакль «Моцарт», поставленный по пьесе современного украинского драматурга Марии Ладо «Волшебная флейта». Это последняя премьера театра и, кстати, дебют пьесы. Понятно, что речь пойдет о Моцарте, но в очень необычном ракурсе, и о вечном противопоставлении таланта и ремесла. В спектакле действуют 26 актеров, играющих музыкантов симфонического оркестра. И это будет репетиция оркестра и сама жизнь…

О творческом сотрудничестве с украинским драматургом художественный руководитель театра Валерий Раевский говорил очень тепло, высказал высокое мнение о ее драматургии и пошутил, что это тот «украинский флаг», которым они будут размахивать во время своих гастролей.

— Мы не встречались с киевским зрителем около 20 лет, это очень значительный период времени, который, несомненно, притупил интерес и наше знание друг о друге, — сказал «Дню» В. Раевский. — С Сергеем Данченко, художественным руководителем Театра им. И. Франко, мы дружили много лет. Благодаря этому общались и наши театры, но после кончины режиссера произошла пауза... Я рад новой встрече наших театров и возобновлению украинско-белорусских творческих связей. Репертуар, который мы привезли, разноплановый. Он сможет объемно представить наше творческое лицо и познакомить публику с нашими актерами разных поколений.

— Расскажите о вашей труппе?

— Сегодня в нашем коллективе работают 70 человек, и большая половина из них — молодые актеры. Все они выпускники Минской академии искусств. Я там преподаю и поэтому имею возможность видеть студентов в процессе учебы, выбирать лучших, приглашая в наш театр. У нас большой репертуар — более 30 спектаклей, так что работы всем актерам хватает.

— Есть ли у вас спектакли по современным пьесам, отражающим нынешнюю жизнь Беларуси?

— Современная драматургия — непростой вопрос для многих театров, и мы не исключение. Есть пьесы, которые рассказывают о современных событиях, но они больше похожи на какие-то сказки с обязательным хэппи-эндом. А вот серьезной драматургии нам не хватает. Как ухватить время, пока ты стоишь лицом к лицу с ним? Поэтому, наверное, пьесы на современные сюжеты еще зреют в умах драматургов. Например, большинство спектаклей московских театров предпочитают делать версии по классике. Взять хотя бы нашумевший в Москве спектакль Женовача — по Лескову. В нем играют молодые актеры, выпускники его курса. Значит, есть надежда, что глубокое психологическое искусство не исчезает. Ныне оно утончается, становится более сложным. Я считаю, что нам сегодня очень не хватает новых пьес, но не политических, а психологических, с глубоким осознанием событий современности, в которой мы живем. Надеюсь, что вскоре такие пьесы появятся...

— Чего вы ожидаете от киевских гастролей?

— Надеюсь получить оценку нашей работы, актерской труппы, профессиональных возможностей. Это для нас важно и интересно. Я считаю, что гастроли нужны для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. На родной сцене выступать — это одно дело, а на чужой публике — совсем другое. Я знаю, что наш театр в Киеве знают. При всем академизме мы всегда стараемся не забывать об авангардных и экспериментаторских постановках.

Должен признаться, что нас вдохновили гастроли Театра им. И. Франко, проходившие недавно в Минске. Хотя и было волнение: примут ли ваши постановки наши зрители. Но опасения оказались напрасными. Все спектакли прошли на аншлагах. Зрители радовались, плакали, смеялись, а Богдана Ступку просто заваливали цветами, да и все остальные актеры вызывали восторг нашей публики. Надеюсь, что мы тоже не разочаруем киевлян.

— Есть ли у вас идеи о совместной работе с франковцами? Например, обмен режиссерами или постановочными группами?

— Я предлагал поставить в Театре им. И. Франко пьесу Брехта «Галилео Галилей» со Ступкой в главной роли. Мы будем рады принять украинских коллег у себя в театре.

— Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее творческое направление Театра им. Янки Купалы?

— Направление на современность. Даже в классике обязательно должен быть какой-то «зацеп» современного звучания, что-то животрепещущее, что трогает нас, сегодняшних. Самое главное в театре — это мощный поток энергетики. Если это есть, значит, и профессионализм присутствует, и актерам есть что сказать публике.

Алла ПОДЛУЖНАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ