Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мистецький арсенал»: «окно в мир» для Украины и «окно для мира» — в Украину

Прошла репетиция празднования 200-летия со дня рождения Николая Гоголя
5 октября, 2007 - 19:14
НАСЛОЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПЛАСТОВ В СЕГОДНЯШНЕМ ДНЕ «МИСТЕЦЬКОГО АРСЕНАЛУ» / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ «ГОГОЛЬFEST»

О совместном проекте «ГогольFest», который получил жизнь благодаря культурно-творческому и музейному комплексу «Мистецький арсенал» и Центру современного искусства «ДАХ» и был приурочен к 200-летию со дня рождения классика, «День» упоминал неоднократно (см. «День» № 138 от 17 августа 2007 и № 147 от 4 сентября 2007). Проведение первого этапа фестиваля «Гоголь. Портрет» учредители проекта называют «репетицией торжеств», запланированных на 1 апреля 2009 года. О его деталях рассказывает Николай СКИБА, руководитель Департамента развития комплекса «Мистецький арсенал».

— Мероприятия, которые проводились 7—14 сентября, — это первый шаг к началу нового полифункционального культурологического фестиваля, органически сочетающего разные виды искусств и творческой деятельности. Весь проект будет проведен на территории комплекса «Мистецький арсенал», который уже во время первого этапа показал, насколько удачно сочетается место проведения с программой фестиваля. Ведь пространство комплекса, так же, как и личность Гоголя, на энергетическом уровне является наслоением культурных пластов различных времен — это объект, проживший свою, отдельную жизнь. Мистика еще и в том, что немецкий инженер старого «Арсенала», Иоган Мейер, который был на службе у киевского генерал-губернатора, расписываясь за гонорар, написал: «Я верю, что строил не военный объект, и он непременно будет использоваться для мирных нужд». Гоголь и старый «Арсенал» фактически являются ровесниками, если обратиться к корням. Метафорично, они даже внешне похожи. Все это создает определенные толчки для людей из творческой среды.

— Как и когда появился толчок к созданию «ГогольFest»?

— Среда творческих людей начала разрастаться с началом работ в направлении «Мистецького арсеналу». Среди креативных фигур был Владислав Троицкий, с подачи которого в кругу художников нашла благодатную почву идея, которая возникала еще в «ДАХу» в рамках проекта «Мистецьки салони». Тогда один из салонов был посвящен намеку Гоголя насчет будущего — незаконченным «Мертвым душам». В дальнейшем тема пластов Гоголевского творчества поднималась Владом вместе с Владимиром Клименко (Клим). И, наконец, это все было объединено многими факторами: пространством, которым мы начали овладевать, приближением юбилея Гоголя и желанием сделать новый фестиваль на новом пространстве. Собственно, в этом и заключается назначение этой территории — быть своеобразной посудиной, в которой могут смешиваться идеи благодаря творческой алхимии.

— Ваши ожидания оправдались во время проведения «репетиции»?

— Вполне. Более того, после «ГогольFest» я уверен, что именно отсюда будут распространяться настоящие творческие продукты. Основание пространства на уровне ощущений дает надежду на то, что оно будет существовать как творческий оазис, территория художников для создания, проведения, участия в масштабных культурных событиях. Ведь они все время ютятся в своих небольших галереях, из которых их все время пытаются выкурить, — на чердаках, в мансардах, в новых офисах в помещениях различных структур. А «Мистецький арсенал» планирует стать территорией, которая бы задавала доминанту многим аспектам.

— Какие сложности и позитивные моменты возникли для проекта «ГогольFest»?

— Во-первых, все это разворачивалось на территории фактически строительной площадки. В этом был определенный минус, но, с другой стороны, это давало больше творческой свободы. Например, провести такие пиротехнические эффекты, которые мы применяли на фестивале, в другом помещении было бы просто невозможно. Кроме того, мешали сжатые сроки, в которые это делалось, — мы не успели найти мощных спонсоров, которые бы удовлетворили все потребности фестиваля. Небольшой срок был и для участников — отбор их работ при наличии большего количества времени мог бы быть более концептуальным, подходящим к пространству «Мистецького арсеналу». Но одновременно, когда растаскивается время, теряется и порыв, и как раз этот срок дал нам несколько ярких композиций. Было много и позитивных находок. Например, нам удалось объединить разную целевую аудиторию: за выступлениями духовных исполнителей шли выступления эпатажных, бурлескных, современных групп. Так, после коллектива джаза выступала группа «Пенопласт», и они, пытаясь понять друг друга, наконец нашли общий язык. Таким образом, еще одна из стратегических целей комплекса была «убита» — сокращение разрыва между каноном и повседневной культурной практикой. Этот разрыв следует заполнять, иначе в обществе нарастает разрыв между носителями антагонистических мироощущений.

— А кто выбирал группы, которые были приглашены для выступлений на фестивали и так удачно их объединил?

— Во многом эту роль выполнял Троицкий — как человек, который «живет» в этой среде. Некоторые части программы подсказывали другие организаторы, поскольку в рамках проекта была презентация книги «Партесні концерти XVII—XVIII ст.», и мы пытались, чтобы исполнители вписались в задуманную программу. А дополнило их выступление оркестра «Киевские солисты» (музыка ХХ—ХХI ст.). Таким образом получилась определенная цепочка: духовная музыка XVII—XVIII ст., музыка Гетманской эпохи и музыка в исполнении Нины Матвиенко и других исполнителей (джазовые импровизации, группа «Даха-Браха») — определенный спектр музыкальной культуры, который был дополнен визуальным рядом: от классического «Гоголь. Портрет» до инсталляций и перформансов. То же в театральном аспекте — вкрапление классической драматургии и современный поставангардный театр.

— Личность Гоголя — интересная и мистическая. Были ли в этом направлении какие-то открытия в ходе фестиваля?

— Гоголь — фигура-мембрана. Он между прошлым и будущим. Больше всего это проявилось во время литературного круглого стола, на котором собрались во время диалога Юрий Андрухович, Оксана Забужко, Юрий Курков, братья Капрановы, Александр Бойченко, Андрей Бондарь и гость из России — литературовед, гоголевед Александр Иваницкий. Речь шла о личности Гоголя, пытались понять, к какому пласту принадлежит Гоголь, какой культурный проект он представляет. Прозвучал интересный тезис — он завершает барочный проект. Пришли к выводу, что фигура писателя — как мембрана: Гоголь мистический, погруженный в мир подсознательного, и Гоголь — как остросоциальный писатель.

— Много ли гостей было на фестивале и кого из известных людей заинтересовал «ГогольFest»?

— Да, заинтересованных было довольно много, на некоторых акциях насчитывалось около тысячи человек. Это говорит о том, что подобные проекты являются желаемыми для публики. Из известных — к нам пришли бывший посол Украины и Германии, советник Ющенко Сергей Фареник, посол Соединенных Штатов Уильям Тейлор, представители посольств Швеции и Польши, культурных институтов.

— Итак, «Арсенал» уже имеет конкретные цели и намерения... Расскажите о дальнейших идеях и этапах продвижения к целям.

— Пока что мы нащупываем будущие пути, и «ГогольFest» был одним из мероприятий в этом направлении. В первую очередь, мы планируем масштабное проведение конкурса на определение лучшей концепции строительства комплекса. Мы определим объем и придадим ему форму, а для его заполнения уже пригодятся фестивали и другие творческие мероприятия. Это должно быть сооружение не только из кирпича и цемента, но и из человеческих отношений — живой сети отношений и контактов. Окончательное завершение строительства планируется на 2012 год. Кроме того, буквально на следующей неделе после «ГогольFest» прошли «Дни искусства перформанса». Это новое для Киева явление, искусство, которое создает «здесь и теперь», в центре которого не результат, а процесс созидания, в который втягивается зритель. Это международная акция. Сначала она зародилась в Польше, потом набрала обороты в Беларуси, а теперь — в Украине, т.е. выстраивается центрально-восточно-европейский треугольник. А далее есть мысль организовать фестиваль дизайна, разнообразных корпоративных акций. Наша миссия — стать окном в мир для Украины и окном для мира — в Украину. Хотелось бы привлекать экспозиции классического искусства из ведущих музеев мира — того же Рембрандта, Ван Гога, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Есть намерения проводить актуальные мероприятия в музыкальной сфере — комплекс будет позиционироваться и как центр украинской музыки с современным залом, не менее чем на 1500 мест. С другой стороны, хотелось бы продвигать не человеческие ресурсы, а сам продукт, открывать таланты. Поэтому мы предлагаем агентские услуги, которые бы помогли выйти на разнообразные конкурсы, фестивали.

— А какие мероприятия вы планируете проводить в рамках фестиваля «ГогольFest» и что интересного предложите зрителям?

— Сам «ГогольFest» должен стартовать в апреле 2009 года, когда будем праздновать 200-летие со дня рождения писателя. Он предполагает четыре ступени: пилотный проект — это, собственно, «Гоголь.Портрет», которой прошел в сентябре этого года. В мае 2008 года состоится второй этап, а осенью — последние два. И в апреле 2009 мы выйдем на финишную прямую. За это время мы планируем усилить театральную часть, театрализовать проект, привлекая известных режиссеров: Андрея Жолдака, Дмитрия Богомазова, Владимира Кучинского. Совершенствуем также музыкальную часть за счет этноджазовой музыки. И все это будет проникнуто и объединено гоголевской тематикой — цитатами, обсуждениями произведений, аспектов жизни писателя и многим другим. Ведь Гоголь коснулся сердцевинных пластов культуры, поэтому мы хотим использовать энергетику каждого из них. Он — как провокация, которая дает повод размышлять о сегодняшнем дне. Каждый фестиваль будет живой лабораторией, которая проявит все пласты: философский, литературный, театральный и музыкальный.

— Если говорить о последующих циклах деятельности «Мистецького арсеналу», какой объект вы бы поставили в центр внимания?

— Скорее всего, он будет связан не с именем, а с типографией, чтобы не было «толкотни» между именами и фигурами.

Катерина БИЛОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ