В Национальной филармонии состоялся ІХ концерт цикла «Музыкальная культура Европы». На этот раз он был посвящен музыкальной культуре Украины, которую представляло творчество нашего выдающегося современника, всемирно известного композитора Валентина Сильвестрова. По свидетельству слушателей, этот филармонический вечер стал настоящим событием музыкальной жизни нашей страны. В то же время, концерт открыл ряд мероприятий по случаю юбилея Валентина Сильвестрова (30 сентября).
Замысел автора творческого проекта Юрия Сульдина «Музыкальная культура Европы» и тех, кто принимает в нем участие, — создать, хотя бы на один вечер, оазис красоты и гармонии, напомнить нам о тех духовных ценностях, которые несут шедевры прошлого и настоящего европейской культуры. Поэтому, приходя на каждый из концертов цикла, вы попадаете в поле высоких чувств и звуковой красоты. Неповторимое пространство создают сама музыка и преданные ей исполнители. Почти постоянными участниками проекта являются высокие мастера своего искусства — Соня Сульдина, Виктор Иванов, Константин Кулеба, Дмитрий Глущенко — широко известный в Украине и за ее пределами струнный квартет Post Sсriptum. Лидером этого квартета является его первая скрипка Соня Сульдина — замечательный музыкант, тонкий, проникновенный лирик: ей Валентин Сильвестров посвятил свои три серенады, прозвучавшие в концерте. К украинской странице «Музыкальной культуры Европы» присоединились также Олег Безбородько — известный пианист, композитор и солист Национального ансамбля «Київська камерата» Дмитрий Таванец. Именно этим музыкантам Валентин Васильевич доверил исполнение своей музыки в авторском концерте.
Опусы Валентина Сильвестрова, прозвучавшие в концерте, созданы им в последнее десятилетие. Исключением стал лишь струнный Квартет-пикколо, написанный в начале шестидесятых годов уже прошлого века. Этот знаменитый в украинской культуре период шестидесятников стал знаковым появлением молодых музыкантов-бунтарей, составлявших группу, известную впоследствии как Киевский авангард. Один из ее лидеров — В. Сильвестров — вошел в пятерку известнейших советских представителей мирового музыкального авангарда, среди которых А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина, А. Пярт.
Впрочем, сам Валентин Сильвестров и сейчас считает себя авангардистом, комментируя это так: «Просто авангард изменился». Его всегда мелодичная, изысканно простая музыка скромными, экономными средствами, вполголоса передает сокровенные, тончайшие движения души, подчеркивая их неуловимость и быстротечность. Завораживающая, магическая красота этой музыки проявляется прежде всего через мелодию. Еще Йозеф Гайдн говорил, что «вся красота музыки — в мелодии». Для Валентина Сильвестрова мелодия — это также, по его словам, «знак присутствия в музыке человека».
Многие последние произведения украинского композитора — своеобразные песни без слов, близкие романтической поэзии: баркарола, элегия, колыбельная, серенада, а любимым музыкальным жанром является багатель: «Багатели — как платоновские идеи, то, что существовало всегда, вне времени». В истинной, почти наивной простоте Сильвестровских багателей озвучивается его ощущение мира, его восприятие духовной красоты. Возможно, эта предельная искренность, проникновенная лиричность и мелодичность музыки, звучащая «от сердца к сердцу», в которой чувствуется украинская романтическая струя, и придают ей мировой статус «музыки Сильвестрова».
У Валентина Сильвестрова есть такое понятие — дождаться музыки, которая должна рождаться из молчания. Начало, момент ее возникновения — творческое таинство самого композитора, а духовными проводниками созданного являются музыканты, которым близки исповедуемые им творческие идеи. Сильвестров чрезвычайно требователен к исполнителям: «То, что я создал, должно быть пропущено через себя, чтобы это был поток». Именно такими — чуткими к каждой его интонации, к каждому звуку — проявили себя участники концертной программы.
Впрочем, слова композитора относятся также к тем, кто слушает его музыку, которую надо дождаться, вслушаться и пропустить через себя. Этот процесс сотворчества музыкантов и слушателей особенно поразил во время исполнения Соней Сульдиной и Олегом Безбородько Дуэта, посвященного П.И. Чайковскому: в пространстве концертного зала нежные интонации скрипки и едва уловимые звуки фортепиано буквально рождали мелодию, которую дано было услышать композитору!
Немало своих произведений Валентин Сильвестров посвящает любимым творцам, своим родным, друзьям, коллегам. Сам композитор считает: возможно, вся история музыки, как и поэзии, складывается из скромных посвящений в чей-то Альбом, которые остаются текстами, вписанными в Альбом человечества.
Рядом, точнее, вместе с музыкой Валентина Сильвестрова в концерте звучала музыка Моцарта и Шуберта и посвященные им и Чайковскому произведения. Прежде всего, потому что Моцарт, Шуберт, Чайковский, как и Шопен, являются любимыми композиторами Сильвестрова: «Любовь порождает отклик», — говорит он. В его музыкальных откликах нет цитат или стилевых заимствований: они несут духовную ауру гениальной музыки и семантику языка, которой озвучивалась человеческая душа: «Семантические смыслы языка XVIII—XIX веков — это озвучивание души человека».
Как-то Гидон Кремер отметил, что «Сильвестров, подобно Тарковскому в «Сталкере», мучительно ищет следы того, что осталось еще неповрежденным». Возможно, Сильвестров находит это «неповрежденное» в красоте, которую несут шедевры прошлого, и стремится передать нам свое ощущение их духовности. Как отзвук древней культуры, как дыхание средневековья, воспринималась музыка его «Иконы», трепетно сыгранная квартетом Post Sсriptum. Это произведение Сильвестрова прозвучало после его Квартета-пикколо, как квартетный диптих, объединив почти аутентичный язык с языком ХХ века. «На одном дыхании», как единая композиция, прозвучали Соната ми минор Моцарта для скрипки и фортепиано и «Мгновения Моцарта» Сильвестрова для скрипки, виолончели и фортепиано, хотя моцартовская соната и написана более 230 лет назад.
Филармонический вечер завершился серенадой, в которой завораживающие голоса скрипки и фортепиано неожиданно дополнил потаенной мелодией ветра голос синтезатора — инструмента неспокойного технократического века. И, возможно, именно этим композитор стремился подчеркнуть необходимость вечного поиска гармонии и красоты для того, чтобы Музыка всегда оставалась с нами...