Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мое поколение музыкантов можно назвать ограбленным»

В Харькове будут состязаться молодые пианисты на Конкурсе В. Крайнева. «День» предлагает фрагменты одного из интервью, которое выдающийся музыкант дал в 1996 году
16 марта, 2018 - 13:51
«Большая редкость, когда сочетаются великие таланты: исполнительский и педагогический - так, как у Владимира Всеволодовича, - подчеркнул его ученик, лауреат международных конкурсов Игорь Прощаев (Германия) / Фото из архива «Дня»

В этом году с 19 по 27 марта в Харькове проходит XIII Международный конкурс юных пианистов Владимира Крайнева. Это творческое соревнование в 1997 г. вошло в Европейской Союз молодежных музыкальных конкурсов (EMCY) и проходит в три тура по двум возрастным группам: младшая группа - 7-13 лет; старшая группа - 14-18 лет (с 2016 года в рамках этого творческого проекта проводится однотуровый конкурс в номинации «Дебют» по трем возрастным группам: I группа - 7-9 лет, II группа - 10-11 лет; III группа - 12- 13 лет).

В этом году было подано более 60 заявок участников конкурса из 10 стран: США, Канады, Австралии, Литвы, Чехии, Грузии, Румынии, Казахстана, Австрии и Украины.

Председателем жюри является вице-президент EMCY Юстас Дварионас (Литва).

Напомним, душой и основателем Конкурса долгие годы был выдающийся пианист Владимир Крайнев (1944 - 2011 гг.), концертная и педагогическая деятельность которого была целой эпохой в истории искусства фортепианной игры.

Владимир Всеволодович основал Международный конкурс юных пианистов в Харькове (с 1992 г.), а в 1994-м создал Международный благотворительный фонд помощи юным пианистам. Также маэстро основал фестиваль «Владимир Крайнев приглашает», который проходил ежегодно в Киеве, куда приезжали музыканты мирового уровня. И в созвездии музыкантов самой яркой звездой форума был сам Крайнев. Рояль под пальцами Владимира Всеволодовича «обращался» к каждому слушателю как к самому дорогому другу.

В фонотеке Украинского радио хранится немало музыкальных сокровищ, в частности трансляционные записи с киевских выступлений маэстро. В последние годы В.В. Крайнев давал не более 40 концертов в год. Он говорил, что сыграл все, что хотел, и везде, где хотел. А еще признался, что... «похоронил» все бывшее Политбюро (когда умирал кто-то из членов ЦК КПСС, то на всех каналах звучали записи, когда Крайнев играл Шопена). Таким образом, лишенный исполнительских амбиций выдающийся пианист всю свою энергию направлял на воспитание молодежи. В Ганноверской Высшей школе музыки и театра (Германия), где Владимир Всеволодович работал с 1994 года, его класс неизменно оставался самым большим - от 18 до 29 учеников. Маленькие школьники жили в доме Крайнева. Его мама, которая была главным консультантом по искусству у своего сына, кормила детей и ухаживала за ними. А сам Владимир Всеволодович пытался не только заботиться о техническом уровне мастерства своих воспитанников, а был авторитетом в жизни и советчиком...

Напомним, лауреаты конкурсов В. Крайнева Игорь Четуев из Симферополя, Михаил Данченко из Киева, Александр Романовский из Днепродзержинска (ныне Каменское), Мария Ким из Севастополя и другие ныне гастролируют по всему миру, даря меломанам минуты настоящего творческого откровения.

Маэстро часто подчеркивал, что «искусство - не спорт», и всегда искренне радовался успехам молодежи, которую считал продолжателем «славянской фортепианной школы», ярким представителем которой был сам. Вниманию читателей мы предлагаем фрагменты из интервью Владимира Крайнева, когда музыкант был в Киеве.

О СЧАСТЬЕ

 - Очень трудно определить какой-то один свой счастливый день, - признался Владимир Всеволодович. - Например, 1963 год, второй тур Международного конкурса в Лидсе (Англия). Это был очень престижный конкурс, поскольку победитель имеет возможность потом выступать на лучших концертных площадках мира, меня, 19-летнего, участники конкурса вынесли из зала на руках. Я не могу этого забыть! Еще одно счастливое событие, когда Игорь Четуев играл на третьем туре Международного конкурса юных пианистов в Харькове (1994 г.). Я считаю, что это был разговор с Богом... Все члены жюри слушали игру этого конкурсанта со слезами на глазах. А еще помню, когда после концертов в Братиславе, Вене, Франкфурте, Касселе, Бонне, Берне, Брюсселе, Париже публика аплодирует стоя, и это было ощущение огромного счастья... Очень хочу дожить до того, чтобы мои ученики стали звездами, которые сияют на мировом горизонте!

О ШОПЕНЕ И «ОГРАБЛЕННОМ ПОКОЛЕНИИ

- Шопен - это музыка моей души! Его произведения я всегда стараюсь включать в концертные программы. Если они не монографические. Если это не удается, считаю, что недоработал...

Я был самым молодым народным артистом и лауреатом Государственной премии, имел зарубежные визы, но я не мог в советское время планировать свою жизнь. Нам разрешали играть за границей только три месяца в году. Знаете, все мое поколение музыкантов, которое не выпускали на Запад, можно назвать «ограбленным поколением»...

Пожалуй, символично, что когда, начиная с Брежнева, бывшие Генсеки начали умирать один за другим, то традиционно звучала величественная музыка Шопена в... моем исполнении. Как сказал один коллега: «Под аккомпанемент Крайнева в СССР похоронили всех членов Политбюро»...

О КРИТИКАХ

- Я давно не читаю критики в свой адрес. Ведь никто лучше меня не знает, как я играю. Ученикам я говорю, что у них должны быть: голова - абсолютный айсберг, уши - абсолютная чистота, сердце - невероятный вулкан, а руки - полная независимость и свобода. Когда ты выходишь на сцену, все эти четыре составляющие помогают контролировать и слушать себя, быть эмоционально раскрепощенным, играть абсолютно свободными руками...

Людмила КУЧЕРЕНКО, музыковед
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ