Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Молодость» взорвалась талантами

Нынешний кинофестиваль в столице можно считать одним из самых удачных за всю историю его существования
30 октября, 2008 - 19:05
ПЛАКАТ К ЛЕНТЕ «БУДДА ВЗОРВАЛСЯ ОТ СТЫДА» / КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ШУЛЬТЕС»

Из года в год, подводя итоги «Молодости», трудно избежать некоторых штампов, оценивая успешность или неуспешность фестиваля. Стандартные суждения обретают смысл, только когда подкрепляются фактами. А факты в этом году безусловно свидетельствуют в пользу организаторов.

Внешняя сторона дела, не касающаяся кинематографа, — презентативность. Дружеские отношения с постреволюционной властью и мощные ежегодные промо-кампании принесли долгожданные плоды: «Молодость» стала модной акцией, престижным светским мероприятием. Об этом можно судить хотя бы по тому, насколько пустеет зал Дворца «Украина» в антракте между церемонией открытия и показом вступительного внеконкурсного фильма: очевидно, приходит значительное количество людей, — в основном новых киевских буржуа и богемы, — крайне далеких от кино, но очень чувствительных к действительно престижным мероприятиям.

Но важнее то, что новообретенный статус именно в этом году имел весомое подтверждение в качестве тех или иных программ.

Во-первых, ощущалась целостность концепции фестиваля. Нынешняя «Молодость» была подчеркнуто политической и социальной. Внеконкурсные обзоры, такие как «Кино против тоталитаризма», перекликались с некоторыми фильмами конкурсной программы, в свою очередь, в полнометражном конкурсе было две антивоенных ленты, рассматривавшие войну в Афганистане с противоположных точек зрения — афганцев и воевавших там солдат, близка к ним была и картина боснийского режиссера, посвященная уже жертвам балканской войны. Такая актуальность очень идет именно молодежному форуму, кроме того, столь хорошо выстроенная драматургия — обязательное качество зрелых, профессиональных фестивалей.

Во-вторых, стоит говорить о насыщенности внеконкурса: кроме упомянутого «Кино против тоталитаризма», зрители могли увидеть призеров последних Канн, Венеции и Берлина, подборки нового сербского, и, шире, восточноевропейского кинематографа, ретроспективу бельгийского мастера Андре Дельво, программы фильмов о Голодоморе и биографические ленты о выдающихся художниках «Смысл жизни — смысл искусства».

В конце концов, самый главный показатель — это отбор фильмов в конкурс. По тому, какие картины соревнуются за те или иные призы, сразу становится очевидна и весомость фестиваля за границей, и профессиональность организаторов. Конечно, в этом году было много интересных и мастерских короткометражных работ, среди которых стоит отметить «Дождь» Марины Вроды и «Отрочество» Дмитрия Сухолиткого-Собчука. Но, как уже говорилось неоднократно, уровень конкурса подтверждается все-таки именно наполнением полнометражной категории. И здесь происходившее иначе как прорывом не назовешь: едва ли не впервые за все время существования соревновалось столько достойных претендентов. Откровенно провальных лент было совсем немного, одна из них, к сожалению, украинская — «Маленькая жизнь» — впрочем, как признался режиссер Александр Жовна, полноценной съемочной группы у него не было.

Начался же просмотр полных метров с американской драмы «Гитара», которая сразу же стала лидером симпатий публики. Режиссер Эми Рефдорд у себя на родине известна как актриса в знаменитых сериалах «Закон и порядок», «Секс и город», «Клан Сопрано»; ее дебютная история, имея некоторые общие моменты с этими сагами (в первую очередь, можно говорить о «Сексе и городе»), все же вполне самостоятельна. В ней рассказывается о женщине с характерным именем Мелоди (Сеффрон Берроуз) — довольно успешной, молодой, красивой, которая узнает о страшном диагнозе — у нее неизлечимая опухоль. Чтобы прожить последние дни как можно ярче, она снимает квартиру, где полностью погружается в осуществление запретных до сих пор желаний — питается какими-то невероятными деликатесами, разнообразно экспериментирует в сексе, а, главное, — покупает электрогитару, о которой мечтала еще с детства, и учится на ней играть. И вот тогда происходит чудо: опухоль просто отказывается узнавать тело, в котором образовалась, и исчезает. Весь фильм — зрительский в лучшем смысле этого слова: легкий, энергично снятый, с хорошо сыгранными основными ролями — запоминаются Сеффрон Берроуз и Исаак де Банколе («Полиция Майами», «Пес-призрак», «Мандерлей», «Казино Рояль»), с качественной рок-музыкой на звуковой дорожке.

Не меньшая благосклонность зала досталась также японскому «Чудесно-расчудесно»; к сожалению, у жюри, посчитавшего фильм, очевидно, слишком легкомысленным, не нашлось для него даже диплома. Есуке Фудзита снял действительно смешную комедию. В центре сюжета — что-то наподобие любовного треугольника: Теуро (ЙошиЙоши Аракава), работающий в букинистическом магазине своих родителей, его более успешный друг Хисанобу (Йошинори Окада) и очаровательная и ужасно неуклюжая Акари (Йошино Кимура). Однако историю двигают не столько отношения, сколько различные отклонения от нормы. Теуро помешан на фильмах ужасов, постоянно всех пугает и хочет построить суператтракцион — дом с привидениями. Хисанобу хочет всем понравиться. Акари примечательна тем, что любая ее попытка сделать что-то собственными руками превращается в маленькую катастрофу. Но даже у второстепенных героев свои причуды; фактически «Чудесно-расчудесно» — это настоящий парад чудаков, очень смешной и трогательный.

Достаточно часто зал смеялся и на венгерском фильме «Следствие». Режиссер Атилла Гигор устроил своего рода игру с жанрами — получилась довольно пестрая смесь черной комедии, триллера и фильма нуар — последний, как известно, предусматривает мрачную атмосферу, постоянные измены и козни, почти полное отсутствие позитивных героев и хеппи-энда. Для выполнения такой задачи режиссер нашел практически идеального актера. Шолт Ангер играет работника морга Тибора, который ради спасения своей матери от болезни идет на убийство. Понемногу дело становится все более запутанным и неоднозначным, что вынуждает Тибора вести собственное следствие. Ангер великолепно исполняет роль человека смешного и зловещего одновременно; его герой в основном молчит, но это молчание по выразительности превосходит самые долгие монологи — поэтому приз имени Ива Монтана Ангеру как лучшему молодому актеру был заслуженным.

Французский «Версаль» (получил несколько наград, в том числе диплом в своей категории) интересен прежде всего тем, что это последняя работа Гийома Депардье. Он исполняет роль бродяги, живущего в лесу под городом-музеем Версаль. Однажды ему подбрасывают ребенка, пятилетнего мальчика, и в мрачном, нелюдимом Дамьене вдруг просыпаются чувства, ранее ему не свойственные: ответственность, родительская любовь, нежность. Картина показывает явный рост таланта Депардье-младшего — судя по этой роли, он, видимо, мог бы стать актером ничуть не худшим, чем его отец.

Два балканских фильма — «Снег» (Айда Бегич, Босния и Герцеговина —Германия — Франция) и «Гадерсфильд» (Иван Живкович, Сербия — Черногория) — затрагивали тему недавнего безрадостного прошлого бывших югославских республик. И хотя «Гадерсфильд» был признан жюри лучшим в полнометражном соревновании, все же обе ленты кажутся слишком прямолинейными, с предсказуемыми сюжетами и персонажами. Ситуации и герои «Гадерсфилда» будто скопированы с каких-то других картин, режиссер словно пытается создать вот такое современное, актуальное, передовое кино — и в итоге полностью утрачивает даже намек на оригинальность.

А украшением «Молодости», безусловно, стали российский «Шультес» и ирано-французский «Будда взорвался от стыда» — они же закономерно разделили гран-при «Скифский олень». Особенно интересно то, что по своей эстетике это диаметрально противоположные произведения. «Шультес» (режиссер — Бакур Бакурадзе) — миниалистично снятая медленная, немногословная драма одного героя — карманника Алексея, ставшего тем, кем стал, из-за аварии, в которой он потерял здоровье и дорогого ему человека. Такое кино настолько нетипично для постсоветского пространства, что как-то даже не верится, что оно снято именно в России. Бакурадзе сознательно ограничивает выразительные средства, снимает эмоционально отстранено, но при этом ему удается создать историю, в которой есть все: и изысканность всей композиции, и страсть, и внутреннее напряжение, и сочувствие к герою. И даже несколько дней спустя после просмотра о «Шультесе» вспоминаешь, ведешь свой диалог с постановщиком — а это признак хорошего кино.

«Будда взорвался от стыда» — дебют Ханы Махмальбаф. Ей всего 19 лет, но здесь важна наследственность: ведь Хана — дочь знаменитого иранского режиссера Мохсена Махмальбафа, поэтому впервые взяла в руки камеру уже в восемь лет. До сих пор снимала документальные ленты о том, как работает ее старшая сестра Самира — тоже режиссер. Для первого фильма Хана выбрала очень непростую местность — нынешний Афганистан, охваченный войной и нищетой. А вот показать весь ужас тамошней ситуации она решила через детей. Главная героиня — маленькая девочка, весь фильм пытающаяся попасть в школу, но ей постоянно не везет — нет денег на тетради и карандаши, в мужскую школу ее не берут, для другой школы она слишком мала, и, к тому же, ее постоянно преследуют местные маленькие хулиганы, играющие то в талибов, то в американцев — и, соответственно, третирующих бедняжку Бахтей то как язычницу, то как террористку. Работа с актерами-детьми в целом удачна, но Хана в определенные моменты явно пытается выжать из зала несколько лишних слезинок, использует слишком прямолинейные приемы для умиления зрителя. Компенсируется это уверенной режиссурой, яркими визуальными образами, насыщенностью локальных цветов (бирюзовое небо, охристая земля, целая радуга в нарядах девочек) — что напоминает фильмы Махмальбафа-старшего, остроумием некоторых сцен и четкой, убедительно выраженной позицией автора. Передать ужас войны глазами детей Хане удается.

Подобной программой может похвастаться далеко не каждый фестиваль даже в более обеспеченных и влиятельных странах. «Молодость» окончательно встала на ноги, с ней считаются за границей, она имеет безоговорочный авторитет не только внутри страны. Одним словом, у нас есть хороший украинский фестиваль. Теперь бы еще где-то взять такое же украинское кино...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ