Напомню, городская театральная премия «Киевская Пектораль» в День театра в 2016 году назовет фаворитов в пятнадцати номинациях. Именно фаворитов, а не победителей, ведь какое может быть соревнование в области, где нет математически-взвешенных критериев.
Возможно именно по этой причине результаты любых художественных рейтингов всегда собирают кучу недовольных. Не из зависти, а просто так, известная российская писательница — Л. Улицкая решила выяснить после получения С. Алексиевич Нобелевской премии, за что именно ее вручают. Оказалось не за особые литературные свершения, а за акцентирование на том, что делает человека лучше. Конечно, и в этом вопросе разгон точек зрения может быть очень широким. И чтобы избежать лишних дискуссий, имена членов Нобелевского комитета обнародуют только через пятьдесят лет, после того как они осуществили свой выбор.
Российская «Золотая маска», которая появилась годом позже нашей «Пекторали» многое у нее позаимствовала. Имена членов жюри в ней публикуются, но два года подряд быть в его составе не разрешается. Количество российских премьер ежегодно измеряется сотнями. Первый этап отбора спектаклей осуществляется по представленным видеоматериалам отобранных театром спектаклей. Затем многочисленное жюри ездит по всей стране. Деньги тратятся фантастические, но профессиональная община считает «Маску» прикованной к Санкт-петербургской и Московской театральной жизни.
К нашей большой радости в семье киевских театров сейчас 19 государственных театров и 68 театральных организаций различной формы собственности.
К сожалению, пересмотреть все их премьеры силами двадцати специалистов, оплату труда которых заложено в смету премии, невозможно.
И очень разный уровень профессионализма они представляют. Поэтому и решило Правление Киевского местного отделения Национального союза театральных деятелей Украины на следующий год ограничить представительство номинантов исключительно кругом государственных театров и просить город учредить для молодых коллективов театральную премию «Шанс», по результатам которой решался бы вопрос дальнейшей поддержки молодых талантов.
Таким образом, мы будем заботиться о развитии театральной жизни и способствовать ею развитию демократическим инструментом.
В различных средствах информации члены нынешней экспертной группы делятся своими впечатлениями от премьер 2015 года. Симпатии совпадают довольно редко. Но можно говорить ответственно, что количество интересных работ вполне приличное. В нашей газете №№232-233 от 18—19 декабря 2015 г. своими впечатлениями поделилась одна из самых опытных членов экспертной группы «Киевской Пекторали» В. Заболотная. Это лишь одно личное мнение, но какой многочисленный список того, что не оставляет безразличным.
Большой урожай моноспектаклей возвращает к мысли о создании отдельной номинации в этом жанре, который во все времена был отражением значимости личности, драгоценности, неповторимости, чуда уникальности.
Итак, когда видите на афише театра «премьера», смело отправляйтесь на просмотр.
В абсолютном большинстве сделанных в этом году спектаклей такое мощное дыхание сегодняшнего, такой сильный ветер наших мировоззренческих изменений, столько воздуха надежды, что видение, предчувствие, пророчества, которыми делятся с вами служители театра, сделают это художественное общение наполненным красотой эмоций, яркостью мыслей, мощностью волнения. Конечно, как и у всех, тем более сейчас, у театра — множество проблем. Бессмертие его утверждает, то вечное, о чем он говорит.
Старинная пословица констатирует «В театрах проливают больше слез, чем в церквях». Правда в театре слезу легче выжать, чем улыбку.
На концерте «Битлз» в «Театре принца Уэльского» Джон Леннон призывал «Те, кто на дешевых местах хлопайте в ладоши, остальные могут греметь бриллиантами». Чего и вам желаем!