Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мона Лиза» № 2

3 октября, 2012 - 11:52
ФОТО C САЙТА ABC-PEOPLE.COM

Группа экспертов заявляет, что ей удалось доказать существование второго варианта прославленной картины «Мона Лиза» работы Леонардо да Винчи, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на газету The Daily Mail. По данным британского издания, одним из участников группы, заявляющей об эпохальном открытии, является знаменитый российский шахматист, бывший чемпион мира Анатолий Карпов, а также Алессандро Веццози, директор Музея Леонардо, расположенного на родине великого художника в итальянском городке Винчи, историк Карло Педретти из Центра изучения творчества Леонардо да Винчи имени Арманда Хаммера при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. «Фонд Моны Лизы» намерен представить «исторические, сравнительные и научные доказательства» того, что картина, известная как «Айзелуортская Мона Лиза», принадлежит кисти Леонардо. Согласно версии, которой придерживаются сторонники подлинности полотна, оно представляет собой первую версию картины, написанную Леонардо да Винчи. Как сообщает знаменитый историк искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари, Леонардо начал писать портрет загадочно улыбающейся молодой женщины в 1503 году и оставил картину незаконченной. В 1519 году Леонардо закончил картину. Согласно версии сторонников существования двух авторских копий произведения, «Айзелуортская Мона Лиза» представляет собой первый вариант картины, написанный в 1503 году, а шедевр великого мастера, находящийся в коллекции парижского Лувра, — вторым вариантом, созданным в 1519 году.

Сторонники подлинности «второй Моны Лизы» также ссылаются на авторитет другого великого художника, современника Леонардо Рафаэля. В 1504 году он создал рисунок-копию «Моны Лизы», на котором изображены две колонны. Их нет на картине, находящиеся в Лувре, однако они присутствуют на «Айзелуортской Мона Лизе». Женщина, изображенная на «альтернативном» варианте шедевра, выглядит моложе и улыбается веселее, чем загадочная незнакомка из Лувра. После смерти Леонардо «Мона Лиза», известная также как «Джоконда», оказалась в коллекции французских королей, а после Великой французской революции была передана в музей Лувра. Возможно, она была продана королю Франциску I учеником и наследником Леонардо по имени Салаи, в списке имущества которого значилась картина под названием «Джоконда». Однако неизвестно, шла речь об оригинале или о копии, написанной самим Салаи.

«Айзелуортская Мона Лиза» известна историкам искусства уже почти 100 лет. В 1914 году картина была куплена английским художником и критиком Хью Блейкером, который жил в лондонском районе Айзелуорт, по имени которого она получила свое название. До этого она 100 лет хранилась в поместье английского аристократа в графстве Сомерсет. В 1964 году полотно было приобретено американским коллекционером Генри Пулитцером. Именно он впервые выдвинул версию, согласно которой эта картина принадлежит кисти Леонардо. После смерти Пулитцера полотно досталось его подруге. После кончины владелицы «Айзелуортская Мона Лиза» была приобретена консорциумом, состоящим из нескольких коллекционеров. Последние 40 лет она хранилась в сейфе швейцарского банка.

Историки искусства с недоверием относятся к версии о существовании второй авторской версии «Джоконды». Так, профессор Оксфордского университета Мартин Кемп отмечает, что «Айзелуортская Мона Лиза» нарисована на холсте, тогда как большинство картин Леонардо, в том числе и «Джоконда» из Лувра, написаны на досках. «Я думаю, что это — копия, написанная через несколько лет после «Моны Лизы», — отметил он. — Да, она выглядит моложе, но просто потому, что автор копии так ее нарисовал».

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ