Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

MonoOpera в новом измерении Facetime

17 октября в Театре на Подоле (в рамках Года французского языка в Украине) чуть ли не первый раз у нас можно будет услышать «Человеческий голос» Франсиса Пуленка
4 октября, 2019 - 11:00
ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА ГЛАВНОЙ РОЛИ — ЕКАТЕРИНА ЛЕВЕНТАЛЬ (АКТРИСА ТЕАТРА, МЕЦО-СОПРАНО, НИДЕРЛАНДЫ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ГАСТРОЛЕЙ

Произведение Франсиса Пуленка La Voix Humaine Facetime, созданного по мотивам известной монодрамы Жана Кокто»Человеческий голос». Больше 50 лет тому назад сквозь «железный занавес» просочилось и достигло слуха наших зрителей достаточно необычное творение — моноопера Франсиса Пуленка «Человеческий голос». Этот жанр у нас уже был немного известен («Сафо» и «Ноктюрн»Н. Лисенко, «Ифигения в Тавриде» К. Стеценко), но не пользовался особенной популярностью у отечественной композиторской школы. Одинокий человеческий голос со своей личной жизнью, страстью, горем, надеждой не так эффектно выглядел рядом с эпическими оперными полотнами, динамика отдельной жизни — на фоне традиционных монументальных сюжетов. Хотя украинская современная музыкальная литература имеет замечательный пример этого жанра: одну из наилучших опер Виталия Губаренко  — «Нежность» («Письма любви»), созданную в 1972 году по новелле Анри Барбюса, в которой  выступала Евгения Мирошниченко.

 Сразу даже и не вспомнишь современных сценических воплощений ни украинской монооперы, ни, тем более, очень известной европейской — «Человеческий голос» Франсиса Пуленка на наших подмостках. Возможно потому, что спеть самостоятельно целое представление по силам далеко не каждой певице-актрисе, а создать сценическую версию подобного представления подвластное не каждому режиссеру.

Поэтому, современная версия для голоса и фортепиано мonoОperы о женщине, ее прошлом   и остального мира — почти беспрецедентный случай La Voix Humaine Facetime на украинской сцене. Да и даты символично совпали: 120 лет со дня рождения Франсиса Пуленка и 130-ть со дня рождения Жана Кокто.

Добавьте сюда то, что это международный украино-голландский проект, поэтому режиссер-постановщик Крис Колмис добавит новое измерение Facetime к этой классической постановке: с помощью интерактивного экрана, который служит одновременно зеркалом над туалетным столиком и современной коммуникационной панелью, — главная героиня делает отчаянную попытку сохранить свою связь с внешним миром, но, к сожалению, ей это не удается. Тонкий предел между фантазией и реальностью в современных средствах массовой информации и социальных сетях приводит к альтернативным истинам: когда человек на связи со всем миром, но и в полном одиночестве в то же время.

Интересно и то, что мы услышим версию для голоса и фортепиано, хотя в мире более распространена оркестровая. Существуют и больше записей монооперы именно с оркестром. Но  известный факт: будучи красивым пианистом, Пуленк сам аккомпанировал меццо-сопрано. Поэтому, это более редкое исполнение и авторы проекта запишут именно его для будущего CD во время показа в Киеве.

«Человеческий голос», прежде всего, драматичное произведение, с которым успели поработать и Ингрид Бергман (фильм Теда Котчеффа), и Анна Маньяни (фильм Роберто Росселини), и Педро Альмодовар («Женщины на грани нервного срыва»). Поэтому солистка La Voix Humaine Facetime  — Екатерина Левенталь (Нидерланды) тоже актриса театра и профессиональная певица меццо-сопрано, которая работает солисткой в самых известных международных театральных труппах, выступает сольно в известных концертных залах и театрах мира, учредила музыкальный театр LEKS Compagnie, а недавно дебютировала на сцене Голландской национальной оперы. Партию фортепиано  выполнит Мария Прилипко, лауреат международных конкурсов, продюсер, автор проекта классической академической музыки «Intermezzo. Светские музыкальные вечера», основатель и руководитель музыкальной Broadway Kids Studio и продюсер этого проекта.

Чтобы еще больше заинтриговать, прибавлю интересный факт-наблюдение: Кокто и Пуленк — два гения нетрадиционной сексуальной ориентации, которые никогда этого не скрывали и которые так тонко почувствовали, поняли и воспроизвели женскую сущность, подняв ее к высотам  редкой вневременной искренности. Первый — в тексте, второй в музыке.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСЬКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ