Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мостра: украинское вторжение

Сегодня в Венеции открывается старейший кинофестиваль мира
1 сентября, 2021 - 18:17

Венецианский кинофестиваль является не только старейшим, но и одним из самых престижных - наравне с Каннским и Берлинским.

Особенностью 78 Мостры (так фестиваль называют в Италии) будет заметное участие украинских фильмов. Долгое время венецианские отборщики игнорировали украинское кино. Ситуация изменилась в 2019-м, когда победу в конкурсе "Горизонты" одержала "Атлантида" Валентина Васяновича. В прошлом году полнометражный дебют Натальи Ворожбит "Плохие дороги" получил награду Verona Film Club Award в параллельной программе "Неделя критики".

Впервые в истории Украина будет представлена в Венеции сразу тремя фильмами. Мировая премьера "Отблеска" Валентина Васяновича пройдет в основном конкурсе, а "Носорога" Олега Сенцов и "Цензора" словака Петера Керекеша покажут в "Горизонтах".

Однако нашим режиссерам придется состязаться со знаменитыми мировыми кинематографистами. Сначала расскажем о самых заметных фильмах основного конкурса.

МИР

"Параллельные матери" (Педро Альмодовар, Испания)

В новом фильме классика испанской кинематографии Педро Альмодовара две героини оказываются в госпитале, в одной палате. Они собираются рожать. Обе одинокие и забеременели случайно. Джанис, средних лет, не жалеет об этом и радуется. Другая, несовершеннолетняя Ана, напугана, исполнена раскаяния и травмирована. Джанис пытается подбодрить ее, пока они, как лунатики, бродят по больничным коридорам. Несколько слов, которыми они обмениваются в эти часы, создают очень тесную связь между женщинами, которая развивается и усложняется, кардинально меняя их жизнь. Звезда картины - Пенелопа Крус.

Альмодовар сказал о своей новой работе: "Фильм начинается с того, что Джанис ищет пути для открытия братской могилы с телом ее прадеда, убитого во время гражданской войны в Испании, и заканчивается через три года открытием могилы. Другая, центральная линия - ее отношения с Аной и очень неожиданные осложнения как их следствие. "Параллельные матери" рассказывают о предках и потомках, о правде исторического прошлого и об интимной правде героинь, об идентичности и материнской страсти через трех очень разных матерей. Наряду с Джанис и Аной есть мама Ани, эгоистичная и без всякого материнского инстинкта. Больше всего меня, как рассказчика, привлекают недостатки этих матерей, которые очень отличаются от тех, которые появлялись в моей фильмографии сегодня. Это (Джанис. - ДД) самый сложный персонаж, которого когда-либо играла Пенелопа Крус, и, пожалуй, самый болезненный. Результат замечательный. Рядом с ней молодая Милена СМИТ становится большим откровением фильма. Чистота и невинность ее Ани подчеркивают темные стороны Джанис. Обоим очень хорошо аккомпанируют Айтана САНЧЕС-ХИХОН и Израэль ЭЛЕХАЛЬДЕ. В конце концов, все они составят часть разнородной и неожиданной семьи, которая так же является настоящей и аутентичной".

"Сила пса" (Джейн Кэмпион, Новая Зеландия-Австралия)

Харизматичный фермер Фил Бербанк вызывает страх и трепет у окружающих. Когда его брат приводит домой новую жену и ее сына, Фил мучает их, пока вдруг не становится беззащитным перед возможностью любви. Звезды фильма - Бенедикт Камбербэтч, Кирстен Данст.

"Сила пса" - новая работа культового новозеландского автора, лауреата "Золотой пальмовой ветви" и "Оскара" Джейн Кэмпион.

Комментарий режиссера:

"Влюбиться в мощный роман Томаса Сэвиджа было редким удовольствием, но я никогда не думала экранизировать его с таким количеством мужских персонажей и с такими глубокими мужскими темами. Я спросила, кого бы Сэвидж с его неоднозначной маскулинностью хотел бы иметь своим режиссером, и я медленно почувствовала, как он кладет мне руку на плечо: «Сумасшедшая женщина, которая умеет любить эту историю? Да, идеально». Я полностью отдалась замечательной истории Сэвиджа, позволила ей захватить меня, я чувствовала любовника в Филе, а также его страшное одиночество; я увидела важность и силу каждого из героев истории и то, как каждый из них окончательно раскрывается. Я имею честь поделиться этим фильмом с настоящей аудиторией в настоящем кинотеатре".

"Рука Божья" (Паоло Соррентино, Италия)

Эта история происходит в Неаполе, в 1980-е. Протагонист - 17-летний Фабьетто Шиза, сложный подросток, который находит радость в удивительной семье, которая любит жизнь, наслаждается злодейством и получает глубокое удовлетворение от вмешательства в сложные отношения друг друга. Затем пара событий меняет все. Первое - триумфальное прибытие в Неаполь божественной спортивной легенды, футбольного кумира Марадоны, что заставляет Фабьетто вместе со всем взбудораженным городом почувствовать гордость, которая до этого казалась невозможной. Второе - это немыслимый несчастный случай, который выбивает землю из-под ног Фабьетто и приводит его будущее в движение. Вроде бы спасенный Марадоной, тронутый случайно рукой Божьей, Фабьетто борется с природой судьбы, неразберихой потерь и хмельной свободой быть живым. В своем самом трогательном личном фильме Соррентино, прославившийся драмой "Большая красота" и сериалом "Молодой Папа", приглашает зрителей в чувственное путешествие, переполненное контрастами трагедии и комедии, любви и желания, абсурда и красоты, поскольку Фабьетто находит единственный выход из тотальной катастрофы - через собственное воображение.

Вот что рассказал Соррентино:

"«Рука Божья» - это история о совершеннолетии, цель которой - стилистически -избежать ловушек обычной автобиографии: гиперболы, жертвы, жалости, сострадания и снисходительности к боли через простую, редкую и важную постановку, нейтральную, трезвую музыку и операторскую работу. Аппарат кинематографии сделает шаг назад, чтобы позволить жизни тех лет говорить так, как я их помню - так, как я их переживал, чувствовал. Проще говоря, это фильм о чувствительности. И над всем, настолько близко и все же так далеко, - Марадона, этот призрачный кумир, который, казалось, поддерживал жизнь всех в Неаполе, или по крайней мере мою".

"Спенсер" (Пабло ЛАРРАИН, Великобритания - Германия)

Брак принцессы Дианы Спенсер и принца Чарльза давно остыл. Хотя слухов о внебрачных отношениях и разводе много, на Рождество в королевском поместье Сандрингем установлен мир. Здесь есть еда и напитки, стрельба и охота. Диана знает игру. Но в этом году все будет совсем иначе.

"Спенсер" является вероятной реконструкцией того, что могло произойти за эти несколько роковых дней. Звезды фильма - Кристен СТЮАРТ, Тимоти Сполл, Салли Хокинс.

Чилиец Пабло Ларраин обрел международную известность, когда его политическая драма "Нет" (2012) о референдуме, который привел к падению Пиночета, получил номинацию на "Оскар". В 2015 году его "Клуб" получил Гран-при жюри в Берлине. "Спенсер" - дебют Ларраина в британской кинематографии. Вот, что режиссер сказал об этой работе: "Мы все выросли, понимая, что такое сказка, но Диана Спенсер изменила парадигму и идеализированные иконы, которые создает поп-культура, навсегда. Это история о принцессе, которая решила не стать королевой, а построить свою идентичность самостоятельно. Это перевернутая сказка. Я всегда был очень удивлен ее решением и считал, что это должно было быть очень трудно. Я хотел исследовать процесс Дианы, когда она колеблется между сомнением и решительностью, наконец сделав заявку на свободу. Это было решение, которое определило бы ее наследство: честность и человечность, которые не имеют аналогов.

О Диане написано много; истории бесконечны - некоторые можно доказать, некоторые - нет. Мы провели большое исследование о ней, о традициях королевского Рождества и анекдотах о привидениях в имении Сандрингем. Однако королевская семья, как известно, обособлена. В некоторых случаях они могут публично появляться, но в определенный момент двери закрываются, и тогда вы не знаете, что происходит за ними. Это много дает художественной литературе; это была наша работа. Мы не ставили себе целью снять документальную драму, мы хотели создать что-то, взяв элементы реального, а затем, используя воображение, рассказать о жизни женщины средствами кино. Вот почему кино такое фантастическое: всегда есть простор для фантазии.

Выстраивая характер Дианы, мы не хотели повторить ее тиражированный образ. Мы использовали кино и его инструменты для создания внутреннего мира, который имел бы правильный баланс между таинственностью и хрупкостью ее характера. Все, что видит Диана, отражает ее воспоминания, ее страхи и желания, а может даже иллюзии. Эти элементы берут то, что происходит внутри нее, и демонстрируют уязвимость, которая очень красива".

УКРАИНА

"Отблеск"

Из обнародованной продюсерами информации известно, что в "Отблеске" речь идет о враче-добровольце, который после возвращения из плена пытается приспособиться к мирной жизни. Он общается с бывшей женой и со своей 12-летней дочерью, которая так же травмирована из-за смерти близкого человека на войне. Продюсерами фильма выступили Валентин Васянович, Ия Мыслицкая, Владимир Яценко и Анна Соболевская. Производство осуществили компания "Арсенал филмс" с участием ForeFilms и при финансовой поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино.

Вот что Валентин рассказал «Дню» о своем новом фильме.

- Как возник этот замысел?

- "Отблеск", как и "Атлантида", тоже начинался с жизненной ситуации. В мое окно ударилась птица. Остался отпечаток - впечатляющая графическая работа до последней подробности - каждое перышко со всей структурой, в районе головы кровавое пятно, тоже с перьями. Я побежал за камерой - но пошел дождь как назло, смыв детали. Я все равно снял свою дочь, как она смотрит на этот след, обводит пальчиком. Три минуты классного кино. Планировал документальный фильм о восприятии ребенком смерти, все эти детские церемонии, игры в похороны. Но быстро выдохся. То, что было удачным, забрал в игровой фильм. Зерно - общение папы и ребенка о смерти. А кто протагонист? Придумал героя-режиссера, поскольку мне проще написать о нем. Сценарий вышел прозрачный, легкий, местами драматичный, но не мощный эмоционально, немного, как японский стих-хокку - выражение, которое генерирует собственное состояние. Появился второй герой, актуальный - политтехнолог. Продвигая свою партию, он подвергает близкого человека опасности, и это приводит к трагедии.

Но сейчас уже третья история, сейчас герой - хирург, который попадает в плен на войне. Возвращается с такой травмой, которая лишает жизнь смысла. И самым близким ему человеком остается дочь. Общаясь, они двигаются навстречу друг другу. Он за нее фактически цепляется. Вот в общих чертах.

- А актеры? В "Атлантиде" играли настоящие ветераны - так будет и здесь?

- На этот раз профессионалы. Хорошие. В "Отблеск" уже на уровне сценария достаточно мощная и сложная драматургическая конструкция, которую непрофессионалы просто не вытянут. Типажом не отделаешься.

"Носорог"

Работа над "Носорогом" началась еще в 2012 г., однако была остановлена из-за незаконного ареста Олега Сенцова российскими спецслужбами в 2014 г. После его освобождения в 2019-м работа над проектом было восстановлена. Съемки проходили в Кривом Роге, Львове и Киеве и завершились в декабре 2020 г. Главные роли исполнили Сергей Филимонов, Евгений Черников, Евгений ГРИГОРЬЕВ и Алина ЗЕВАКОВА. История основана на реальных событиях 1990-х в Украине. Главный герой - наемный убийца по прозвищу Носорог - строит своего рода криминальную карьеру, которая, впрочем, ведет его совсем не туда, куда он ожидал. Как указано на странице фильма, в сюжете "не нашлось места романтизации тех времен. Зато есть жесткая правда о 90-х с их разборками, стрелками и законом сильнейшего".

"Носорог" создан в копродукции Украины (компании "Артхаус Трафик", "Край кинема"), Польши (Apple Film Production) и Германии (Ma.ja.de). Генеральными продюсерами ленты выступили Денис Иванов ("Артхаус Трафик") и Олег Сенцов. Фильм поддержан, помимо украинских государственных структур, Польским киноинститутом, немецким кинофондом Medienboard Berlin-Brandenburg и фондом Eurimages, который профинансировал половину бюджета картины.

Особую пикантность придает тот факт, что следующий после "Носорога" проект Сенцова даже не был допущен к участию в последнем конкурсе-питчинге Госкино. Сам режиссер так прокомментировал этот факт:

"Мой следующий проект под названием «Кай», драма о семейных отношениях, которую мы подали на госфинансирование, даже не был допущен к следующему питчингу Госкино. Официальная причина - низкие оценки экспертов. Я всегда был против кумовства и получения каких-либо преференций из-за того, что кто-то когда-то сидел в российской тюрьме. И хотя я все годы заключения постоянно слышал, как люди ждут, когда я выйду на свободу и начну снимать свое кино, после освобождения говорил, что хочу работать наравне со всеми другими.

Но когда тебя снимают с конкурса не за слабый сценарий, а из-за твоей гражданской позиции и политических взглядов, это не имеет никакого отношения к честному творческому отбору лучших.

Ноунейм эксперты, фамилии которых даже не указывают ни в их выводах, ни на сайте Госкино, поставили моему проекту заранее низкие оценки по указанию главы Офиса Президента. Мелкая месть мелких людей. Как мне сообщили неофициально - это реакция на мою критику власти, поддержку активистов, преследуемых и отсутствие ожидаемого уровня почитания, а проще говоря - отказ лизать задницы. Это попытка указать место.

Так вот, уважаемые временщики! Я никогда никого не боялся и вас не буду. Я никогда не молчал, когда происходит несправедливость - и сейчас не буду. Если вы думаете, что я склоню голову, то вы сильно ошибаетесь. Если вы думаете, что сможете продолжить разрушать страну и ее культуру, навязывая свои грязные правила, знайте, что есть человек, который не даст вам это делать. Все, что я хотел, это честно снимать кино, но я больше не могу это делать. По крайней мере в Украине, и по крайней мере при этой власти".

Здесь стоит добавить, что, с учетом того, как проходило назначение нынешнего руководства Госкино, а потом и формирование экспертных советов при Госкино, в словах Сенцова может быть значительная доля правды.

"Цензор"

Фильм "Цензорка" является совместным продуктом Словакии, Чехии и Украины. Картина Петера Керекеша рассказывает историю молодой женщины по имени Леся, которая была приговорена к заключению в одном из исправительных учреждений Одессы. Она только что родила ребенка и попала в мир, населенный только женщинами: заключенными, медсестрами и надзирательницами, женами и вдовами, дочерьми, сестрами, беременными и женщинами с детьми. Все так или иначе - заключенные, узницы системы.

Петер Керекеш родился 3 апреля 1973 г. в Кошице, тогда - Чехословакия. Учился кинорежиссуре в Академии исполнительских искусств в Братиславе в 1991-1998 г., там и по сей день продолжает работать в качестве преподавателя. Вместе с режиссером Душаном Ханако участвовал в основании Ателье художественного и документального кино. Хотя Петер хотел снимать игровые картины, в его фильмографии преобладает документалистика. Его полнометражный документальный фильм "Как приготовить историю" (2008), построенный как серия интервью с военными поварами различных армий мира и с разных войн - от Второй мировой до Чеченской - был отмечен на многочисленных международных фестивалях, в том числе таких престижных, как немецкий DOK Leipzig (Приз FIPRESCI) и канадский Hot Docs (Специальная премия жюри) и номинирован на европейскую кинопремию Prix Arte. "Цензор" стал его первой режиссерской работой после шестилетнего перерыва и первым игровым полным метром. Украинский продюсером картины является Денис Иванов (кинокомпания «Артхаус Трафик») при поддержке Министерства культуры и информационной политики Украины. Все съемки проходили в Украине и при участии украинских актеров и актрис.

Стоит отметить, что за последние годы это уже третий крупный совместный проект нашей и словацкой киноиндустрии. Так, в 2017 г. вышел криминальный триллер «Предел» (режиссер - Петер БЕБЬЯК, Словакия - Украина), получивший Приз за лучшую режиссерскую работу на фестивале в Карловых Варах и установивший рекорд кассовых сборов в Словакии, собрав 1,8 млн евро , а в 2019-м - драма «Покрашенный птенец» (Вацлав Маргул, Чехия - Словакия - Украина), тоже отобранная в основной конкурс Венеции; этот фильм в декабре того же года попал в короткий список "Оскара".

"Памфир"

Еще один проект, который создается при поддержке Украины, будет принимать участие в фестивальном кинорынке Venice Production Bridge. Ранее было объявлено, что фильм режиссера Дмитрия СУХОЛЫТКОГО-СОБЧУКА "Памфир", который находится на стадии постпродакшна, стал одним из 30 проектов игровых фильмов, отобранных для участия в этой секции фестиваля. Главная продюсер "Памфира" - Александра КОСТИНА (компания Bosonfilm), которая будет представлять фильм в Венеции. Есть также копродюсеры из Польши, Франции и Чили.

Как отметил сам режиссер по просьбе «Дня»:

- Venice Production Bridge - это рынок, на котором ищут последнюю долю финансирования. А также там происходит сватовство, к тебе присматриваются. Скажем так: причина нашего обращения туда - то, что нам нужно найти несколько последних процентов финансирования на визуальные эффекты. В копродукции работать не так-то просто. То, что можно сделать в Украине за 100 долларов, в Польше сделаешь за 200, а во Франции за 300. Нужен баланс. Ведь некоторые операции надо отдавать сопродюсеру, и вдруг ты обнаруживаешь это расхождение в ценах. У нас в последние 3-4 месяца идет монтаж. В августе мы выходим на стадию цветокоррекции, в сентябре - спецэффектов и тому подобное. То есть активная стадия постпродукции. Главная задача сейчас - завершить фильм, и чтобы на все хватило.

Очень ждем возможности поделиться хотя бы какими-то кадрами. Далее, в следующем году - фестивальная стратегия. К большому сожалению, я в Венецию не еду – будут заниматься цветокоррекцией в Варшаве. Лета у меня просто не было - провел в разъездах между Киевом и Варшавой, где происходит вся постпродукция.

Что касается собственно фильма, то все, что я могу сейчас сказать, - он о семье в пограничной зоне, о нелегальном бизнесе, но одновременно - и не о бизнесе. О человеке, который хочет быть хорошим семьянином и именно ради семьи сворачивает с честного пути.

***

Главный приз Мостры - «Золотой лев» за лучший фильм полнометражного конкурса, "Серебряный лев" лучшему режиссеру, Приз Большого жюри, Кубок Вольпи за лучшую женскую и за лучшую мужскую роль, Специальный приз жюри - вручается по желанию жюри режиссеру, актеру или актрисе за совокупный вклад в киноискусство, "Золотая Озелла" - приз за лучший сценарий, операторскую работу, выдающиеся технические достоинства, оригинальную музыку (номинации на этот приз определяются индивидуально для каждого фестиваля), приз за лучший сценарий, приз Луиджи Ди Лаурентиса - Лев Будущего - за лучший дебютный фильм, Премия Марчелло Мастроянни - лучшему молодому актеру или актрисе.

Достанется ли какая-нибудь из этих наград украинскому фильму, станет известно 11 сентября, во время церемонии закрытия фестиваля.

 

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, "День"
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ