Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Моя «Думка»

4 декабря, 1996 - 20:36

К своему 90-летию коллектив подготовил программу, в которую включили духовные a capella и вокально-симфонические произведения (классиков — Николая Леонтовича, Артемия Веделя, Кирилла Стеценко, Александра Кошица и современных композиторов — Евгения Станковича, Валентина Сильвестрова и Леси Дичко). Вечер прошел в Национальной филармонии, вместе с артистами капеллы выступили музыканты Национального симфонического оркестра Украины, солисты — Ольга Засадная, Михаил Тищенко, Лилия Гревцова, Сергей Магера и протодьякон Назарий Дадак, а за дирижерским пультом стоял художественный руководитель «Думки» Евгений Савчук.

В настоящее время «Думку» называют брендом, эталоном хорового исполнительства и законодателем традиций хорового дела в современной Украине. История этого легендарного коллектива началась в неспокойном 1919 году, как Государственной украинской странствующей капеллы. В разные периоды ее возглавляли такие корифеи, как Нестор Городовенко, Александр Сорока, Михаил Кречко, Павел Муравский (кстати, на концерте присутствовал этот патриарх хорового искусства). За девять десятилетий капелла «Думка» сформировала мощные традиции и собственный исполнительский стиль. Особенная страница истории и современности коллектива связана с Евгением Савчуком — известным хормейстером и художественным руководителем капеллы, имя которого на протяжении четверти века неразрывно с «Думкой». Имея огромный репертуар, коллектив выбрал для юбилейной программы произведения, слушая которые, душа становится светлее. Очень проникновенно прозвучали: «Господи, Боже мій, на Тя уповаю» А. Веделя, «Благослови, душе моя, Господа» и «Милість спокою» К. Стеценко, «Вірую» и «У Царстві Твоїм» Н. Леонтовича, «Іже херувіми» Кошица и другие образцы украинского духовного наследия, а также произведения композиторов-классиков современности — «Отче наш» В. Сильвестрова, «Достойно є» Е. Станковича, кантата «Червона калина» Л. Дичко на тексты старинных украинских песен XV—XVII в. Когда прозвучал последний аккорд программы, зрители минут 10—15 стоя аплодировали хористам. Это был концерт концертов! Замечательно, что поздравления прислали первые лица государства, были вручены высокие награды и почетные грамоты, было много цветов и аплодисментов, и только жаль, что зал филармонии не смог вместить всех поклонников творчества легендарного хора. Наверное, самым желанным подарком артистам стала бы помощь в организации большого гастрольного турне по регионам Украины. У нас есть таланты, но в настоящее время их искусством наслаждаются чаще за границей, чем на Родине, а это неправильно! За девять десятилетий выросло несколько украинцев-ценителей высокого искусства хорового пения, и этот концерт (когда филармонию зрители брали почти штурмом), яркое подтверждение того, что капелла «Думка» — ориентир высокого искусства, на который сегодня равняется публика.

— Если бы возникла необходимость определить творческую неповторимость «Думки» и ее руководителя одним словом, то больше всего их творческому кредо соответствовало бы слово «универсализм», — подчеркивает искусствовед Юрий ЧЕКАН. — Универсализм капеллы достоин удивления; он проявляется, прежде всего, в репертуарной политике, сознательно формируемой Евгением Савчуком. По крайней мере, две сферы здесь определяющие. Первая — это музыка для хора a capella. Традиционные для репертуара украинских хоровых коллективов обработки народных песен сосуществуют в программах концертов и многочисленных записях «Думки» с музыкой западноевропейского Возрождения; достижения национального духовного наследия (произведения Березовского, Веделя, Бортнянского, Лысенко, Стеценко, Леонтовича) — с образцами русского романтизма (духовные композиции Чайковского, Архангельского, Рахманинова). Вторая сфера репертуарной вселенной «Думки» — вокально-симфоническая музыка. И здесь универсализм коллектива вызывает восторженное удивление: кажется, нет среди шедевров мировой музыки разных времен и народов такого произведения, которое бы не исполнялось капеллой. «Страсти по Матфею» Баха и «Прометей» Скрябина, Девятая симфония Бетховена и «Credo» Пендерецкого, «Времена года» Гайдна и «Реквием» Верди, композиции Вивальди, Моцарта, Брамса, Малера, Стравинского, Шнитке — постоянно находятся в репертуарном активе «Думки».

Капелла не только эталонно интерпретирует общепризнанные в мире классические шедевры, формируя уникальный славянский вариант их прочтения. В настоящее время «Думка» находится на хоровом Олимпе. Убедиться в этом могли слушатели Италии и Польши, Австрии и Швейцарии, Германии и Голландии, Франции и США, Испании и Канады, Бельгии, Великобритании и Латинской Америки. Достигнув общемирового признания и приобретя неопровержимый авторитет, капелла каждый раз — в каждом концерте, каждым выступлением, каждой записью — подтверждает свой уникальный уровень и статус. Номинация «За лучшее хоровое исполнение» премии «GRAMMY» (США) в 2004 году является признанием высокого профессионализма коллектива. Каждое выступление «Думки» — это праздник высокой музыки, вклад в духовную сокровищницу человечества, проявление творческого гения Украины.

— Для меня «Думка» — эталонный коллектив нашей страны, — говорит художественный руководитель и дирижер Национального симфонического оркестра Украины Владимир СИРЕНКО. — Участники коллектива столь высоко подняли планку своего мастерства, что их ценят во всем мире. Они выступали в разных странах и континентах, наверное, лишь в Антарктиде еще не проходили их гастроли. Хористы имеют огромный репертуар — от духовной и классической до современной ораториальной музыки, опер («Аида» Дж. Верди), сценических кантат («Carmina Burana» Карла Орфа). В настоящее время мы вместе с капеллой готовимся исполнить «Реквием» Верди. Я переслушал немало записей мастеров, в частности Герберта фон Караяна, Леонарда Берстайна и других, и должен сказать, что такого хора, как наша «Думка» у них не было! Еще одна наша общая премьера с капеллой состоится 15 декабря в Большом зале консерватории (НАМУ), где мы впервые представим украинской публике «Свадебку» Игоря Стравинского. Это чрезвычайно сложная партитура, композитор так «играет» интонациями и народными русскими ритмами, что нам пришлось хорошо поработать, чтобы исполнить достойно это интересное произведение, в котором, кроме симфонического оркестра и хора, задействованы четыре рояля, шесть барабанщиков, солисты — масштабная работа. Мы начали работать с «Думкою» вместе еще с 1991 года, когда я стал главным дирижером симфонического оркестра Украинского радио. Кстати, первые мои заграничные гастроли тоже были с капеллой. Мы выступали во Франции — как видите, у нас давняя дружба. Я «Думку» знаю с 80-х годов, и за это время мы немало создали вместе, не помню, чтобы этот коллектив хотя бы раз снизил свою высокую планку. Для меня большое удовольствие и счастье совместно выступать.

— Сегодня был незабываемый вечер, — считает Светлана СОЛОВЬЯНЕНКО (вдова оперного певца Анатолия Соловьяненко). — Хотя Анатолий Борисович не очень часто выступал с «Думкой», но очень уважал этот коллектив. Когда мы готовили вечер памяти Соловьяненко, хористы принимали активное участие в его подготовке — был исполнен знаменитый «Реквием» Верди. Это замечательные мастера хорового пения. Большое спасибо за наслаждение, которое я получила, слушая божественные произведения и замечательные голоса. Такие концерты — незабываемый праздник для публики, они делают нас лучше, а, слушая пение, чувствуешь, словно твоя душа летит на небеса.

— Сегодня нельзя считать, что наше хоровое искусство находится на наивысшем уровне, — говорит патриарх хорового искусства, дирижер и педагог Павел МУРАВСКИЙ, который с 1964 по 1969 годы был художественным руководителем капеллы «Думки» (в этом году Павел Иванович отметил свое 95-летие!). — Нужно очень много работать и еще раз работать, особенно в a capella — самом тяжелом стиле, но это приносит большой уровень звуковой — то есть петь в пределах натурального строя. Нужно научиться петь на кантилене, чтобы не был звук короткими нотами, объединять все гласные звуки, буквы (ведь каждая буква имеет свою тембральную окраску) — тогда будет красивое и полифоническое звучание хора. У капеллы были худшие и лучшие времена, но «Думка» есть «Думка»! Например, когда в хоре работал Петр Иванович Гончаров — регент и хормейстер, у него было уникальное ухо, и он мог достичь в капелле очень чистого пения. А наилучшее пение — это чистое пение, которое можно сравнить с чистой водой, чистым воздухом, чистой человеческой душой.

— Юбилей «Думки» — апофеоз, вершина хорового, исполнительского искусства, и другого коллектива, который бы мог иметь такое репертуарное разнообразие в настоящее время трудно найти, — подчеркивает художественный руководитель хора им. Г. Веревки Анатолий АВДИЕВСКИЙ. — Хотя для каждого хормейстера всегда существуют проблемы строя, вокальной культуры, контрастности пения, репертуара. В настоящий момент капелла — универсальный творческий коллектив. «Думка» вобрала несколько вершин исполнительских возможностей, и мне очень приятно, что художественный руководитель капеллы Евгений Савчук воспитывает свой коллектив, чтобы не просто исполнять какие-то произведения, а постепенно идти к тому, чтобы их исполнение было непревзойденным, совершенным. Сегодня «Думка» является по праву лучшим хоровым коллективом Украины. Благодаря ним, хоровое искусство имеет много поклонников. Они многое делают, чтобы это искусство из элитного, каким оно является в настоящий момент, стало массовым. Нужно, чтобы снова начали петь дети в школьных хорах — тогда можно будет говорить о расцвете хорового искусства Украины. Потому что в первичном пении заложена сущность нашего народа! Когда-то говорили, что когда встречаются два украинца — они организуют четыре хора, а теперь говорят: «Когда встречаются четыре украинца — организуют десять партий»!.. Я рад, что в настоящее время «Думка» поет очень сложные произведения в разных жанрах, и это является признаком того, о чем говорил Николай Гоголь: «Украина соловьиная», и пусть еще много-много лет капелла дарит свое искусство людям.

— Я рад, что побывал на таком большом празднике, как 90-летие «Думки», — признается дирижер Национальной оперы Украины Иван ГАМКАЛО. — Только вдумайтесь, еще пройдет всего десять лет, и капелла будет праздновать свое столетие! Этот коллектив пережил репрессии, войну, эвакуации, разделение на два хора, а «Думка» не просто живет, но и дарит своим каждым выступлением встречу с высоким искусством. Все лучшее артисты берут от своих руководителей (Городовенко, Сороки, Муравского, Кречко и Савчука). Я считаю этот юбилейный вечер праздником украинской национальной культуры. «Думка» — это наша история, настоящее и будущее, наша радость и гордость!

СПРАВКА «Дня»

В год 90-летнего юбилея Национальная капелла Украины «Думка» представила публике такие произведения:

февраль, Киев, И.С. Бах «Страсти по Матфею» (премьера);

март, Киев, М. Скорик «Гамалия» (премьера), г. Нежин, С. Рахманинов «Всенощное Бдение»;

май, г. Ченстохова, г. Плоцк (Польша), «Всенощное Бдение», В.А.Моцарт «Реквием», Киев, Дж.Верди «Реквием»;

июнь, Киев, Г.Малер Симфония № 8, г. Луцк, И. Стравинский «Свадебка»;

август, г. Велен (Германия), духовные произведения украинских композиторов, Париж, Сен Мало, Лисей, Сен Максимин, Ля Шез Дье, Сис, Руан (Франция), Дж.Верди «Реквием», Г. Малер Симфония № 8 (для тысячи исполнителей), украинская духовная музыка;

сентябрь, г. Одесса, г. Южное, Л.В. Бетховен Симфония № 9, украинская духовная музыка и обработка украинских народных песен, Киев, Г.Ляшенко Симфония №6 (премьера);

октябрь, Киев, оратория «Иосиф Флавий: времена года» (премьера);

ноябрь, г. Киев, Епископ Илларион (Алфеев) «Страсти по Матфею» (премьера), г. Львов Ю.Ланюк оратория «Скорбная мать» (премьера);

декабрь, Киев, В.Полевая оратория «Слово» и «Ода к Радости» (премьера), И. Стравинский «Свадебка» (премьера), г. Львов, г. Ивано-Франковск, Дж.Верди «Реквием».
Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ