Вечер состоялся в Киевском муниципальном академическом театре оперы и балета для детей и юношества: симфонический оркестр под управлением Сергея Голубничего впервые исполнил новое произведение известного киевского маэстро.
Сам автор, от которого многочисленные почитатели с нетерпением ждут все новых изюминок, определил свое произведение как «симфонический цикл». Но эти два серьезных слова ничего не говорят о том удовольствии, которое ожидает слушателя.
Даже если бы исполнению «Барахолки» не предшествовало вступительное слово актера Александра Рудько, то ваше воображение живо настроилось бы на поиск собственных ассоциаций с колоритным музыкальным материалом, который состоит из двенадцати тем-частей. И все же интересно, что имел в виду композитор, и сравнить с собственными впечатлениями.
Интродукция приглашала слушателей заглянуть в антикварный магазинчик, или лавку старьевщика, где в живописном беспорядке собраны старинные вещи, которые оживают под вашим прикосновением и рассказывают собственную историю. Вот Волчок — любимая и непостижимая игрушка, движение и звучание которой завораживает детей как минимум пять веков: конечно, ей есть о чем рассказать — почему не падает, о чем поет, но, как будто утомленная попытками объяснить сложные физические процессы, утихает и замирает рядом с Античной вазой с изображением вакхического танца. Фигурки селенов, сатиров, нимф начинают свое движение, которое превращается в балетную пантомиму с обольщением, погонями, похищением; атлеты и гимнасты демонстрируют совершенную красоту человеческого тела, колесницы начинают гонки по кругу ипподрома... Вихрь языческой музыки сменяется размеренным тактом: старенькие потертые Пуанты приглашают на один из множества уроков, которые когда-то, возможно, привели их обладательницу к мировой славе; учитель танцев (фагот) терпеливо и методически воспитывает юных балерин (их олицетворяют флейты и скрипки), легких, как будто готовых взлететь в воздух; но истощенные многочисленными батман-тандю и фуэте, возвращаются на землю и с удовольствием снимают с утомленных ног удивительную обувь, которая выделяет их между остальных людей.
А если мы примеряем вот этот Цилиндр, то под звуки вальса отправимся на бал: роскошный зал, мрамор, свечи в канделябрах, мужчины во фраках, женщины в кринолинах, все сияет и искрится, музыка соединяет пары и кружит всех в ритме счастья на раз-два-три... Старенький Патефон тоже может вам проиграть вальс, но на нем осталась лишь одна пластинка, на которой под старой иглой оживает страстное танго: ноги сами начинают отбивать характерный ритм, и вдруг музыку «заело», раз, другой. Нет, так пусть танцует тот Клоун Неваляшка! А мы лучше прислушаемся к звукам Музыкальной шкатулки, под которые свою грустную историю рассказывает Оловянный солдатик: о том, как шел на войну, не задумываясь, выполнял свой долг, как встретил хрупкую балерину, влюбился, притронулся к счастью, но на звуки горна снова пошел под пули, а последние минуты его оловянной жизни согревало воспоминание о настоящей любви. Балеринка на крышке завершает свой танец и останавливается против чьего-то гордого профиля, который отражается на стене, — это тень от Бронзового бюста Наполеона. В его глазах застыла тоска, ему скучно жить всеми забытым на острове Святой Елены, но все же, если расправить плечи, поднять подбородок — все равно это он — великий полководец, перед которым дрожали народы. Когда-то... Над бюстом на стене видим Старую фотографию, на которой многочисленное семейство застыло в комично-неестественных позах в память о какой-то встрече. Но вот начинается суматоха: пока фотограф расставлял и рассаживал клиентов, уличный воришка украл чемодан — ну все, как в старом немом кино, в ускоренном темпе, смешно и трогательно.
Вдруг в полной тишине с напряженным шелестом и кряхтением оживают старые Часы, они так долго молчали, что им нужно хорошенько размяться, чтобы напомнить, что все в этом мире временно и вне времени. Все изменяется, движется, как этот забытый игрушечный Паровоз, так похожий на настоящий. Дайте ему только разогнаться, и он отвезет вас туда, где заканчиваются пути... Как заканчивается все прекрасное, чтобы началось что-то новое.
Музыка Александра Родина живая, образная. Музыканты оркестра вместе с удивительно чувствительным дирижером Сергеем Голубничим, кажется, просто подпали под чары, хотя это, конечно, блестящая работа единомышленников, результатом которой и стала такая непринужденная игра.
Публика оказалась на редкость дисциплинированной и честно сдерживала желание неистово аплодировать после каждого номера! Поэтому будем надеяться и ждать сценического воплощения «Барахолки», потому что драматургия этой замечательной музыки уже имеет и сюжетность, и развитие событий от начала до конца. К тому же могла бы конкурировать с неизменным «Щелкунчиком», потому что, как известно, «в Рождественскую ночь, едва лишь стрелки часов добегут к отметке 12..., у новогодней елки собираются старые игрушки и рассказывают свои удивительные истории». Стоит только прислушаться, как это сделал Александр Родин, — композитор, музыкант, актер...