«Живая суть» - этими словами Борис Пастернак определил природу творчества Фредерика Шопена... В финале бенефисного спектакля Ларисы Кадочниковой "Музыка любви" в Национальном академическом театре русской драмы имени Леси Украинки ее героиня Жорж Санд сжигает письма Шопена. Делает это взвешенно сознательно, чтобы их траектория божественного дара любви, гениальных, и все же людей, обошла обыденное на пути к мифическому.
Автор "Жорж и Фредерик. Она и он" Мишель Кадо - открою страшную тайну исключительно для читателей "Дня" - та самая Лариса Кадочникова. Первый вариант текста появился в 2001 году. Он совершенствовался до премьеры этого года, но самым главным был сопровождающий его неутомимый процесс самопонимания Ларисы Валентиновны.
Выставки картин побывали во многих странах мира. Подаренная мне называется "Синяя птица". Выполненные в разных техниках – это всегда наивно возвышенные отпечатки безглагольных мыслей.
Для актрисы, существующей на сцене глаголами жизни, – это яркое проявление танцующей души.
Вспоминаю, как в спектакле "Нужно жить" по пьесе Леонида Малюгина в постановке Михаила Резниковича в Киевской академической мастерской театрального искусства "Сузір'я" голос Ларисы Кадочниковой в трио с Адой Роговцевой и Николаем Рушковским воспринимался дискантом. Сегодня регистру актрисы он придает исправности актерского наигрыша, гармонизируя предельную условность с предельной правдивостью.
Как сыграть Жорж Санд – типичную мервейозу, как чудаковатость Фоедерика Шопена представить функцией человеческой тонкости?
– Когда Шопен впервые увидел Жорж Санд, то спросил: «Неужели это – женщина»? А когда Санд впервые увидела Шопена, то спросила: «Кто эта девица»?
Драматург и режиссер Станислав Сукненко выбирают нарративный подход. Конечно, об этом лучше рассказать. Но и видимые детали пригождаются.
Нервно-элегантная пластика и жестикуляция Шопена - Артема Емцова, мужественная походка во фрачной паре Жорж Санд, панталоны, жилеты (костюмы Елены Дробной) наперекор маме платье в женственности дочери Соланж - Елены Тополь - она и лирическая Консуэлло, так же, как образ сына Мориса (он же Альберт в исполнении Александра Грекова) эмблемностью детскости, юношества и взрослости – делают зримым уникальное чудо искусства театра. Энергия превращения персонажа в образ, предмета в символ привлекает зрителя в сотворчество с художниками сцены.
Сценограф Алексей Вакарчук размещает в левом углу сцены детскую качалку-единорога, который в христианской мифологии воспет как идеал чистоты и благородства, а в языческих культах является эмблемой эротических фантазий. Правый угол – большой камин и рабочий стол писательницы…
Любовь и творчество без условий и оговорок – служение прекрасной даме и музыке, величественное изумление красотой жизни – яркие цвета содержания спектакля.
Желание постичь новое, лелея старое – спектаклем демонстрируют его авторы.
Предыдущий юбилей Л. В. Кадочникова отметила моноспектаклем "Актрисе всегда восемнадцать...". Лариса Валентиновна эту замечательную мысль утверждает своим творчеством.
В свое время Эжен Делакруа нарисовал двойной портрет Жорж Санд и Фредерика Шопена. Его жадные собственники для большей прибыли от продажи произведение разрезали пополам. Теперь его портрет в Лувре, ее – в копенгагенском Ордрупгор музее.
Жизнь жестоко разделяла Ларису Кадочникову с любимыми. В ее книге "Белая птица: полеты наяву и во сне" много теплых воспоминаний и светлой грусти. Осознание, что если нет старения, то и нет увядания в Я - актрисы и Я - человека Кадочниковой одновременно молодое и зрелое. И это ее живая сущность.
Следующие показы спектакля пройдут 4 и 9 января 2022 года.